ЛИРА

— эмблема и атрибут поэта, а с XX в. также эмблема военных оркестров. Струнный щипковый инструмент в античной Греции, корпус которого часто делался из панциря черепахи. Согласно мифу, лиру изготовил Гермес и обменял ее на коров у Аполлона — покровителя певцов и музыкантов. С тех пор лира стала атрибутом Аполлона. Кроме того, лира — атрибут персонифицированной Поэзии и Эрато — музы лирической поэзии, а иногда Терпсихоры — музы танца и песни. Греческий поэт Арион (VII в. до н. э.) был известен своим искусством игры на лире. Однажды, когда он плыл на корабле, на него напали матросы, намереваясь ограбить и убить его. Он выпрыгнул за борт и был доставлен на берег дельфином, привлеченным звуками его музыки. Поэтому Арион часто изображается плывущим на дельфине с лирой в руке. Звуки лиры могли двигать горы и воздвигать стены. Например, магические звуки лиры, подаренной Гермесом Амфиону, воздвигли стены Фив. Искусством игры на лире прославился легендарный фракийский поэт Орфей, который своей музыкой не только укрощал диких зверей, но заставлял сдвигаться скалы. Звуками своей лиры он сумел разжалобить сурового бога подземного царства Плутона, вернувшего из Аида его жену Эвридику. Инструмент Орфея считается символом совершенной музыкальной гаммы. Раннехристианские изображения Христа, представляющие его юным, безбородым пастухом, сидящим перед стадом и держащим лиру, восходят к образу Орфея. В Библии игра на лире-арфе означает благодарение и молитву Богу. В мистериях лира считалась тайным символом человеческой конституции: корпус представлял тело, струны — нервы, а музыкант — дух. Эта символика отчасти сохранилась в современном восприятии струнных инструментов, где гитару сравнивают с женским телом, а струны — с плачем. Лира представляет собой брачный союз между небом и землей, гармонию космических сил. Как знак соединения противоположностей является древней эмблемой любви и согласия. Существует также параллель между лирой и огнем. Лебедь (священная птица Аполлона) и арфа представляют собой атрибутику пути в потусторонний мир. В английских детских песенках «Матушки-гусыни» известна песенка о лире, на которой играла женщина на белом коне, ассоциирующаяся с мудростью или со смертью. У Уильяма Блейка лира — символ музыки, иногда противопоставляемый арфе. Так, в иллюстрациях к «Иову» Иов изображен играющим на арфе, а его дочь — на лире. Лира у Блейка — атрибут музы лирической поэзии Эрато, а также символ триумфа интеллекта. Семь струн классической лиры соответствуют семи ступеням современной гаммы. В космогонии Пифагора им же соответствуют семь астрологических планет. Но известна 12-струнная лира, построенная в соответствии со знаками Зодиака. 12-тоническую музыкальную систему разработал в XX в. австрийский композитор Арнольд Шенберг, приравнявший значение нот хроматического ряда к нотам диатонической гаммы. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

Просмотров: 1332
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г.




Другие новости по теме:

  • «ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • АДИ (Сыновья его)
  • АТРИ, Сыновья его
  • Гоббс: человек, его сущность и общество
  • Демокрит о человеке, его жизни и ценностях
  • Западничество: его история и суть
  • ЗНАК, КРИТИКА ЕГО ТРАДИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • КРИЗАШВА, его Сыновья
  • ЛОТОС, Владыка его
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ЕГО ПОДЧИНЕННЫХ
  • О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ
  • Паскаль: человек перед лицом истины и бесконечности. Его величие и ничтожество
  • Педагогическое общение : диалог и его виды
  • Педагогическое общение: конфликт и его причины
  • Плутарх, Сириан, Прокл и его преемники
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие об ощущении и его физиологической основе
  • принцип единства явления и его сущности
  • Стадия принятия решения и его оценки
  • ТЕРАПЕВТ (ЕГО РОЛЬ)
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • Христиан Вольф и его последователи
  • ЭДИПОВ КОМПЛЕКС, ЕГО КРИТИКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь