|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г.
КОЛЬЦО— символ единства, господства и повиновения. Три соединенных кольца в христианстве выступают символом Троицы. Происхождение кольца, вероятно, восходит к китайскому гарему: серебряное кольцо надевалось на палец левой руки куртизанки, когда она приближалась к ложу императора. После выполнения своих обязанностей женщина надевала кольцо на правую руку. Золотое кольцо в китайской традиции предназначалось женщинам в последний месяц беременности. В метафизическом смысле кольцо в Китае является символом бесконечного круговорота, соответствуя огню, солнцу и триграмме Ли. В античной культуре кольцо, браслет, перстень или ожерелье играли роль стабилизаторов, скрепляющих связь между душой и телом. Их носили, чтобы удерживать душу в телесной оболочке, и снимали в момент наступления смерти или совершения мистического обряда. Кольцо нередко рассматривается как символ власти, происходящий от использования кольца-печатки, известного еще в античной Греции. Это объясняется тем, что кольцо напрямую связано с солнечной символикой круга — символом высшей власти солнечного божества и божественной власти фараонов, королей и церковнослужителей. Также оно является символом вверяемой власти, поскольку такое кольцо могло быть передано другому лицу. Например, в знак признания таланта Иосифа на посту главного управителя фараон надел на руку Иосифа перстень, снятый со своей руки, а также велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать перед ним: «Преклоняйтесь!» Три соединенных вместе и украшенных алмазами кольца были эмблемой Козимо Старшего Медичи (1389–1464); а алмазное кольцо в когтях сокола с девизом «Всегда» было эмблемой его сына Пьеро (1414–1469). Три страусовых пера, продетые через кольцо, являются эмблемой Лоренцо Медичи (1448–1492) и пап из рода Медичи — Льва X (1513–1521) и Климента VII (1523–1534). Символика кольца происходит также из символики крепкого узла, который воздвигает барьер, означает препятствие, зависимость и принуждение. В таком прочтении кольцо символизирует добровольную зависимость и узы супружества. В этом смысле пояс послушника выступает символом его покорности. Кроме того, кольцо символизирует духовный союз, как это имеет место в обряде бракосочетания. По церковной традиции Александрийская и Сиенская Екатерины изображаются в роли «невест Христа», что символизирует мистическое обручение с божественностью, когда Христос надевает кольцо на палец святой. Франциск Ассизский (ок. 1182–1226) по традиции изображается обручающимся с Госпожой Бедностью. В сцене обручения Марии и Иосифа последний держит в одной руке чудесным образом расцветший прут, на верхушке которого сидит голубь, а другой надевает кольцо на палец невесты. Кольцо, служившее опознавательным знаком у древних христиан, является также одним из знаков церковного отличия. В последнем случае оно может рассматриваться и как символ власти, и как символ союза. Например, «кольцо рыбака», которое носит папа римский, украшено образом святого Петра в лодке, тянущего сеть. Кольца, соответствующие папскому сану, носят кардиналы и священники менее высокого ранга. Кольцо близко по значению магическим кругам, имеющим негативную природу и свойство оказывать пагубное влияние. Недаром приснившееся кольцо связано с символикой круга и обнаруживает жажду власти и господства, достигаемых как праведным, так и тираническим путем. Но с другой стороны, кольцо, как воплощение круга, имеет защищающие свойства. Так, дочь катайского царя в «Неистовом Роланде» итальянского поэта Ариосто (1474–1533) Анджелика, прикованная цепями к скале на морском берегу, спасена от морского чудовища рыцарем Руджьером с помощью волшебного меча. Затем рыцарь надевает ей на палец волшебное кольцо, которое призвано защищать девушку. Знак «кольцо» связывается и со словом «окей», которое впервые в значении «все правильно» появилось в статье в «Бостон морнинг пост» 23 марта 1839. Жест из указательного и большого пальцев, образующий круг, означает то же, что и произнесение слова «окей» — от одобрения до восхищения. Своими корнями этот жест уходит в далекое прошлое. Римский учитель Квинтилиан (ок. 35–95 н. э.) в «Институцио Ораториа» говорил, что, «если указательный палец вместе со средним на правой руке дотрагивается до большого и остальные пальцы расслаблены, мы имеем грациозный жест, подходящий для того, чтобы выразить одобрение». Однако одобрительное значение этот жест имеет не везде. Например, в Германии знак «кольцо» означает «ослиный зад». Источ.: Жюльен Н. Словарь символов. Челябинск, 1999; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|