ИНОРОДЕЦ

— мифологизированный инфернальный символ «чужака». Истоки теории этнонационального заговора прослеживаются в мифологических архетипах славянской ментальности. «Чужак» в мифологическом этноцентристском мировосприятии ассоциируется с потусторонними силами, он не похож на «людей», его поведение аномально. Образ «чужака» противостоит традиционным ценностям, обычаям и символам народа. Амбивалентное отношение к иноэтническому персонажу может быть выражено в восприятии его как носителя сакрального откровения (пророк приходит извне замкнутого мира), или инфернального разрушителя устоев. Ломка традиционалистского общества привела к актуализации архетипа противостоятеля традиции. Мифологизация инородцев выражается в демонизации их облика. Доминантные признаки внешности, не характерные для Северо-Восточной Руси (черный или рыжий цвет волос), могли быть оценены в качестве атрибутов ведьмовства. Чудь — «одноногая», «краснокожая», «чернокожая» — этимологически связывалась с понятием «чудо», подразумевавшее колдовство. Вариации славянской мифологемы о племени антропофагов идентифицировали последних с «москалями» в представлении поляков, с литовцами — в Северо-Восточной Руси, с евреями — у южных славян. Инородцам приписывались зооморфные признаки. В некоторых регионах славянского расселения считали, что евреи хвостатые существа. Широко распространялись поверия о родстве евреев с сорокой, воробьем, волком, козлом, свиньей. Два последних существа — козел и свинья — традиционно оценивались как обязательные персонажи сатанинских мистерий. Запрет употребления евреями в пищу свинины находил объяснения через призму легенды об их родственных узах с животным. В представлениях украинцев черти, подобно евреям, не употребляют в пищу сала, и потому с его помощью можно отогнать нечистую силу. Инородцам приписывалась способность перевоплощаться в зверей и птиц. Подобно животным, у инородцев отсутствует душа, а есть только пар. По свидетельству Жаткевича, русины Закарпатья, говоря «жид издох» или «жид изгиб», но не умер, подчеркивают тем отсутствие у евреев души. Универсальный сюжет об Агасфере — вечном страннике — был весьма популярен и экстраполировался на всю еврейскую нацию, обреченную на скитания. Евреям, участвовавшим в церемонии распятия, суждено перерождаться до второго пришествия Мессии. Мотив использования христианской крови присутствовал в мифологии задолго до судебных дел о ритуальных убийствах нового времени. По одному из поверий инородцы, подобно животным, рождаются слепыми и для прозрения им требуется смачивать глаза кровью. По другому, христианская кровь требуется евреями для причащения своих жен, что обеспечивает продолжение еврейского рода. Посредством магических манипуляций, утверждает третье, евреи вызывают стихийные бедствия, эпидемии, бесплодие скота, отвращают от веры в Бога, склоняют к пьянству, расстраивают семейные отношения. Вещи и особенно книги инородцев обладают негативным потенциалом. Белорусы считали опасным даже прикасаться к еврейским книгам — кожа на руках потрескается. О содержании религиозной литературы иноверцев имелись смутные представления. Талмуд представлялся собранием записей о том, как евреи Христа распяли. Под властью нечистой силы находятся также выкресты и перевертни (полукровки). По украинской легенде, выкрест после смерти последовательно обращался к св. Петру и Моисею, но те, не признав в нем своего, отдали его черту. По другому преданию, спор за перевертня, родившегося в русско-украинской семье, между святым Николаем — покровителем «москалей» — и Юрием — покровителем украинцев — также разрешился отправлением его к черту. Источ.: Багдасарян В. Э. «Теория заговора» в отечественной историографии второй половины XIX–XX вв. М., 1999; Трахтенберг Д. Дьявол и евреи. Средневековые представления о евреях и их связь с современным антисемитизмом. М.; Иерусалим, 1998; Белова О. В. Евреи глазами славян (по материалам традиционной народной культуры) // Вестник Еврейского университета в Москве. М., 1996; Она же. Этноконфессиональные стереотипы в славянских народных представлениях // Славяноведение. 1997. № 1; Топоров В. Н. Образ «соседа» в становлении этнического самосознания (русско-литовская перспектива) II Славяне и их соседи. М., 1990. Вып. 2; Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1980.

Просмотров: 358
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • «РОССИЯ И ЕВРОПА. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому»
  • АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии)
  • В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
  • ВЕРХОВНОГО СУЩЕСТВА КУЛЬТ
  • ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ XVIII. СОЦИОЛОГИЯ И ПОТОЛОГИЯ
  • Государства Юго-Восточной Азии
  • ДВА ФИЛОСОФСКИХ СУЩЕСТВА
  • ДУША В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • ДУШИ, ОБРАЗ
  • День славянской письменности и культуры
  • Души образ
  • Евреи
  • ЗАГОВОР (концепция заговора)
  • ЗЕРКАЛЬНЫЕ СУЩЕСТВА
  • ОБРАЗ МИРА
  • ОБРАЗ МИРА
  • ОБРАЗ МИРА
  • ОДНОГЛАЗЫЕ СУЩЕСТВА
  • Представления о философии в средневековой Руси
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СЛЕЖЕНИЕ ГЛАЗАМИ
  • СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ЛИДЕРОМ
  • Северо-западные индейцы
  • Северо-западный тип атланто-балтийской расы
  • ТЕОРИЯ ЗАГОВОРА
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры
  • Философская мысль средневековой Руси (Х-Х VII вв.)
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ЯЗЫЧЕСТВО СЛАВЯН



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь