АПОСТОЛОВ ЭМБЛЕМЫ

— знаки, аллегорически указывающие на 12 апостолов либо на одного из них. В раннехристианском символизме апостолов изображали в виде 12 овец, стоящих вокруг агнца Божьего или пастуха, его подразумевающего. Другим вариантом апостольской символики являлись 12 рыб или 12 листьев. Тринадцать куполов Киевского Софийского собора также символизировали Христа и апостолов. Мифологическая школа связывала символизм апостолов с 12 месяцами и 12 знаками Зодиака. Кроме общей апостольской эмблематики, существовала и персональная для каждого из учеников Христа. Петр. Особо чтим в католицизме, как первый папа римский. Католики почитали в качестве его символа перевернутый крест, поскольку, дабы не уподоблять его Христу, апостол был распят вниз головой. Православные считали такую форму креста еретической, ибо перевернутое распятие указывало на его антихристианскую сущность. Другой эмблемой Петра являлись два скрещенных креста, поскольку Христос вручил ему ключи от Царствия Небесного. Камень использовался в качестве его обозначения, исходя из этимологии имени святого. Символика камня также указывала на твердость апостола в вере. Знак рыбы подразумевал профессию Петра, бывшего рыбаком до обращения в христианство. Аллегорией этого явилась метафора о Петре как «ловце человеческих душ». Присутствие петуха — знак отречения апостола. «Не пропоет и петух сегодня, — предсказывал Христос на Тайной вечере, — как ты трижды отречешься от Меня». Петух был также символом искупления Петром его отступничества, службы на посту первого папы римского. Сабля в руках Петра подразумевала сюжет отсечения апостолом уха раба первосвященника в Гефсиманском саду. Андрей. Считался святым покровителем Шотландии. Андрей был также первокрестителем Руси. Андреевский косой крест был символом военно-морского флота императорской России. Связь с морем обусловливалась рыбацкой профессией апостола. По этой же причине атрибутом Андрея, как и Петра, стало изображение рыбы. Наряду с российским вариантом синего Андреевского креста на белом фоне широкое распространение имел серебряный или золотой крест, помещенный на синей поверхности. Евангелисты. В христианском искусстве изображались в виде четырех аллегорических персонажей — крылатого человека, крылатого льва, крылатого быка и орла. Их символика восходила к апокалиптическому видению Иоанна: «И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, четвертое животное подобно орлу летящему». Человек, как царь земного мира, соответствовал человеколюбию Христа и подразумевал Матфея. Король домашних животных бык символизировал силу и жертву, соответствуя страданиям Христа на кресте, и подразумевал Луку. Царь зверей лев символизировал гордость и королевское достоинство, соответствуя Воскресению Христа, и подразумевал Марка. Царственный орел символизировал достоинство, милосердие, божественность, соответствуя Вознесению, и подразумевал Иоанна. Данные апокалиптические символы помещались зачастую рядом с фигурами евангелистов. Указывая на написание благой вести, они изображались с перьями, чернилами, свитками или книгами. Луку часто рисовали с портретом Богородицы, поскольку ему приписывалось написание ее прижизненного портрета, каковым на Руси почиталась икона Владимирской Божией Матери. Матфей. Являлся сборщиком налогов для римлян. Изображался несущим мешочек с деньгами. Считается покровителем банкиров и бухгалтеров. Иногда его рисовали с атрибутами плотницкого ремесла — квадратом и линейкой. В других случаях — с предметами его мученичества: пикой, топором палача, алебардой. Комбинацией их служил символ топора, положенного на пику. Иоанн Богослов. Изображался с чашей, из которой выскальзывает змея, что напоминало о легенде, будто апостолу был подан отравленный напиток, но тот не причинил ему вреда, поскольку Иоанн осенил чашу крестным знамением. Варфоломей. Символом Варфоломея являлось орудие его мученической смерти — нож мясника. Таким ножом с апостола срезали кожу. По той же причине он изображался с кусками кожи на руке. Историческим символом религиозного кровопролития считалась Варфоломеевская ночь. Иаков Старший. Первый казненный апостол. Символом его являлась сабля, которой он был обезглавлен. Иаков Старший считался покровителем пилигримов, и прежде всего тех из них, кто отправлялся в Святую землю. Поэтому его атрибутами являлись посох, дорожная бутыль и створчатая раковина. Помещаемые в шляпы пилигримов раковины символизировали удачу в пути. Их практическое назначение заключалось в исполнении функции ложек. Иоаков Старший покровительствовал христианской Испании. Иаков Младший. По апокрифическим преданиям, считался братом Христа. Символом Иакова Младшего являлась палка, которой он был убит Симеоном. Согласно некоторым еретическим версиям Евангелия, был распят на кресте вместо Иисуса. Павел. Не входил в начальную группу 12 апостолов, но зачастую заменял в ней Симона. Символизировал распространение христианства за рамки еврейской диаспоры. Другим мотивом его семиотики являлась метаморфоза гонителя христианства в его адепта, Савла в Павла. Иконографически был представлен в образе невысокого человека с лысоватой головой и длинной бородой. Книга в его руках подразумевала вклад в пропаганду учения Христа. Символом мученической смерти апостола являлась сабля, которой он был обезглавлен. Павел призывал христиан вооружиться саблей духа. Павел выступал покровителем всех проповедников. Зачастую противопоставлялся Петру. Был более популярен в Православной церкви, в отличие от католической, тяготевшей к культу Петра. Филипп. Символом его служила корзина с хлебом, в память о том, что апостол чудесным образом накормил пять тысяч человек. Мученическую смерть Филиппа символизировал Т-образный крест, указывающий на то, что апостол был повешен на высоком столбе. Симон. На профессиональные занятия апостола указывала изображаемая в его руках рыба. Пила являлась знаком мученической смерти Симона в Персии. Фома. Считался покровителем каменщиков и архитекторов. На его ремесленную специализацию указывал плотницкий квадрат. Нарицательным стал образ «Фомы неверующего». Фоме приписывалось первое крещение Америки. Апостол не смог прибыть на похороны Богородицы в Иерусалим, так как в это время находился весьма далеко — на Американском континенте. Мученическую смерть апостола символизировало копье, которым он был пронзен. Иуда. Посох или плотницкий квадрат в его руках указывали на род профессиональных занятий. Весло, лодочный крюк, корабль символизировали миссионерские путешествия Иуды. Булава обозначала его мученическую смерть в Персии. Иуда Искариот. Символизировал предательство. Его нумерологический знак — инфернальное число 13. На астрологическом уровне Иуде Искариоту соответствовало созвездие Льва. Символом Иудиного предательства и корыстолюбия являлись 30 сребреников. Возмездие за измену символизировала «иудина удавка». Борода Иуды в живописи окрашивалась в желтый цвет, что подразумевало трусость и предательство. В первые годы советской власти был возведен памятник Иуде, разрывающему удавку, как символ восстания против религиозной тирании. Матфий. Не был в числе первых апостолов. Он занял место, освободившееся после предательства Иуды Искариота. Его символ — открытая книга. Предмет мученичества Матфия — боевой топор. Каждому из апостолов соответствовал один из 12 перечисленных в Апокалипсисе драгоценных камней. Петру — яспис, Андрею — сапфир, Иакову Старшему — халцедон, Иоанну — изумруд, Филиппу — сардоникс, Варфоломею — сердолик, Матфею — хризолит, Фоме — берилл, Иоакову Младшему — топаз, Фаддею — хризопраз, Матфию — аметист. Изображение апостолов и апостольских знаков на часах породило представление о том, что каждый из 12 учеников Христа покровительствует тому или иному отрезку циферблата. Источ.: Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Ковалев С. И. Основные вопросы происхождения христианства. М.; Л., 1964; Ранович А. Б. О раннем христианстве. М., 1959.

Просмотров: 2038
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г.




Другие новости по теме:

  • «ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • АДИ (Сыновья его)
  • АТРИ, Сыновья его
  • Гоббс: человек, его сущность и общество
  • Западничество: его история и суть
  • ЗНАК, КРИТИКА ЕГО ТРАДИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • КРИЗАШВА, его Сыновья
  • ЛОТОС, Владыка его
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ
  • Паскаль: человек перед лицом истины и бесконечности. Его величие и ничтожество
  • Педагогическое общение: конфликт и его виды
  • Плутарх, Сириан, Прокл и его преемники
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие об ощущении и его физиологической основе
  • принцип единства явления и его сущности
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Стадия принятия решения и его оценки
  • ТЕРАПЕВТ (ЕГО РОЛЬ)
  • Участие Канта в полемике вокруг его идей
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • Христиан Вольф и его последователи
  • Человек и его сущность. Государственное правление по Локку
  • ЭДИПОВ КОМПЛЕКС, ЕГО КРИТИКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь