|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г.
АНТОНИЯ КРЕСТили тау-крест — символ связан с именем Антония Великого, поскольку святой носил изображение Т-образного креста на своих одеждах. Епископ города Вероны святой Зенон поставил такой крест на крыше возведенной им в 362 базилики. Такой знак встречается в надписях на гробницах катакомб святого Каллиста. Название «тау-крест» происходит от сходной по форме буквы греческого алфавита Т (тав). Нумерологически знак выражался числом 300, соответствующим букве Т. Согласно пророку Иезекиилю, ангел изобразил «тав» на челах божьих людей в Иерусалиме, ограждая их тем самым от надвигающегося смертоубийства. Более древнее название — «египетский крест», именовался также «ключом Нила». У египтян служил обозначением плодородия. Связывался с культом бога Сераписа. Впоследствии стал одним из главных символов коптской культуры. Зачастую помещался на груди египетских мумий. В различных культурах трактовался как знак творческой мощи, воскрешения, доброты, вознаграждения, освобождения от физических страданий, божественное единство, четыре стороны света, четыре первоэлемента. Использовался в южных и восточных частях Римской империи для казни преступников. В дохристианский период смерть на кресте считалась позорной. Многие полагают, что именно на таком кресте был распят Христос. Другое его название, «висельный крест», проистекает из-за сходства с соответствующим орудием казни. Поскольку Антония крест был последним буквенным знаком еврейского письма, он символизировал конец света. В иудейской традиции он также воспринимался, с одной стороны, как знак Каина, с другой — спасения евреев во время их исхода из Египта. К последней из его трактовок восходит восприятие как общего знака защиты. Архаические изображения встречались в Индии, Китае, Финикии, Ассирии, доколумбовой Америке. По утверждению Тертуллиана, который повторяет слова Иезекииля, греческое «тав» есть подлинная форма креста. Знак будет изображен на челе праведников в небесном Иерусалиме. Источ.: Уваров А. С. Христианская символика. М., 1908; Руководство по литургии. Тверь, 1886; История развития формы креста: Краткий курс православной ставрографии. М., 1997. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|