|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г.
АДАМ— символ библейского, «ветхого» первочеловека. Имя «Адам» происходит от еврейского термина «аббата», обозначающего красную землю или глину. Аналогичная лингвистическая трансформация прослеживается в латинском языке: humus — земля — homo — человек. Эта этимология соотносится и с сюжетом Ветхого Завета: «И создал Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Считается, что такое объяснение происхождения человека соответствовало народным представлениям. Согласно содержащейся в Ветхом Завете жреческой версии, Бог сотворил Адама по своему образу и подобию. Впоследствии в природе первочеловека обнаруживали два компонента — прах земной и божественное дыхание, что соответствовало телесной и духовной субстанциям. По апокрифическим истолкованиям кровь Адама состояла из красной земли, внутренности — из черной, кости — из белой, мышцы — из зеленой. Согласно мусульманской легенде, Аллах последовательно поручал архангелам Гавриилу, Михаилу и Исрафилу принести для создания человека по горсти каждого слоя земли, но они не справились с заданием. Только Азраил, несмотря на противодействие Земли, сумел осуществить миссию — принести необходимые компоненты к Мекке, где и был создан первочеловек. Гностики полагали создание Адама актом злой воли Демиурга Яхве. Духовный эонический свет был закован в телесные материальные основы. Современные атлантологи усматривают в указании на красный цвет кожи Адама свидетельство его принадлежности к древней расе атлантов, отличной от расы людей. В алхимической и каббалистической традиции Адам был представлен в образе двуполого, двуголового существа — таким образом проводилась идея об изначальной гармонии первочеловека, утраченной в результате грехопадения. Адам был создан на «6-й день творения» — данное словосочетание зачастую использовалось для символического обозначения человека. Из Адамова ребра Бог создал Еву. Поэтому природа женщины считалась производной от мужской. С другой стороны, имела распространение мифологема о первоженщине дьяволице Лилит. Она, как и Адам, была сотворена из глины, на основании чего пыталась доказать свое равноправие. Поэтому некоторые современные истолкователи библейской истории усматривают в феминистском движении архетип гордыни Лилит. Из легенды о грехопадении и изгнании из рая следовало, что Адам менее греховен, чем другие персонажи мифологемы — Змий и Ева: он так и не проглотил предлагаемое ему Евой яблоко, застрявшее у него в горле и ставшее причиной образования у мужчин кадыка, адамова яблока. Адам был проклят и обречен в поте лица добывать хлеб свой. Путь в рай оказался для него прегражден пылающим мечом, помещенным Богом к востоку от Эдема. Явление Христа истолковывалось как пришествие «нового» Адама, в противоположность «ветхому» первочеловеку. Своей жертвой Иисус искупил первородный грех. Он символизировал идею возвращения к Божественному первообразу. Адам был погребен недалеко от Иерусалима на Голгофе, и кровь распятого Христа стекала на прах Адама. Череп и кости, изображаемые обычно под Распятием, символизировали прах первочеловека. Иногда проводится дифференциация голгофской символики: череп — Адам; ребро — Ева. На символической карте Иерусалима космическое тело Адама включает: череп — Голгофу, сердце — Дамасские ворота, нижнюю часть тела — храмовую скалу. По преданию, Ной во время потопа поместил мощи первочеловека на ковчег. Согласно апокрифической легенде, патриарх разделил останки Адама между сыновьями. Каждая из частей Адамова праха символизировала ту или иную расовую специализацию семитов, хамитов и яфетидов. Апокрифические евангелия сообщают, как Христос освободил Адама во время своего сошествия в ад. В мусульманской традиции Адам — первое звено в цепи пророков, духовный предтеча Мухаммеда. После грехопадения он был низвергнут на землю не то на Цейлоне, не то в районе Адена. На месте встречи с Хавой — аналог Евы — Адам построил Каабу — символ единого Бога. Сходные мотивы легенд о первочеловеке наблюдаются у большинства народов. Источ.: Гурьев Д. В. Бог, Адам и общество. М., 1962; Фрэзер Д. Д. Фольклор в Ветхом завете. М., 1990. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|