Одиссей Улисс

(лат. Vlixes). В греческой мифологии - царь острова Итака, сын Лаэрта и Антиклеи, отец Телемаха, муж Пенелопы. Имеет длительную историю. Первоначально был олицетворением героя, отличавшегося умом и хитростью. Эти черты связывались с его родословной. Так, его дед Автолик считался клятвопреступником и вором. Отцом Автолика был бог Гермес, они вместе творили хитрости. От Гермеса Одиссей унаследовал ум, практицизм, ловкость и хитрость. Первоначально Одиссей был персонажем авантюрных историй. Он описывался морским путешественником, которому грозила ежеминутная гибель, путешествия заносили его в потусторонний мир, он возвращался домой, когда его жена была на грани нового брака и т. д. Позднейшие события превращают его в героя Троянской войны. Особенно у Гомера появляются иные мотивы: он страдает от гнева богов по причине любви к Родине, стремится вернуться домой; его самостоятельность, непокорность судьбе воспринимаются богами как вызов, посягательство на их власть. Одиссей навлекает на себя ненависть богов — тем самым он начинает жить вопреки традициям. В его образе проявляются тенденции новой жизни, которые впоследствии приводят к образованию западной, европейской культуры. Тем самым Одиссей стоит у истоков такой культуры, которой не было в древнем земледельческом мире, он человек иной культуры. После включения Одиссея в круг вождей Троянской войны, он превращается в «разрушителя городов» - традиционной культуры. Его образ обрастает множеством новых характеристик. Гомер и другие творцы мифов еще не знают, к чему приведет такой новый для культуры человек. Пока он отличается тем, что умен, умеет выходить победителем из совершенно новых ситуаций. Хитрость и предприимчивость Одиссея - фиксация таких черт, которые потом превратятся в творческий характер личности тогда, когда цивилизация позволит человеку свое творчество проявлять не в хитрости, а созидании. Ряд исследователей (М. Петров) делают вывод, что античная цивилизация приводит к возникновению Европейской культуры потому, что в ее недрах возникает человек-универсал. Земледельческое общество существует при кастовом строе. Люди там закрепляются за специфическими родами деятельности, которым соответствует свой жесткий культ-ритуал. Человек вписан в них на всем протяжении жизни. Одиссей как человек античного мира совсем не таков. Одиссей могуч и силен - никто на Итаке не смог натянуть его лук, он искусно владеет копьем; в то же время он «велик душой», сердечен, его влечет домой тоска по родине, он превращается в гражданина. Кроме того, он владеет словом так, что никто не может с ним соперничать, он побеждает не только оружием, но словом и умом. Одиссей получает такие характеристики, как «безупречный», «многоумный». Его хитрость переходит в умение при помощи интеллекта разрешить ту проблему, которая возникает в реальном времени и отлична от традиционного образа жизни, не описана в мифе, предании, ритуале. Его жизнеописание наполнено нестандартными ситуациями, жизнь его - бесконечные новации. Например, он предпочел брак по любви — был женихом Елены, но отказался от своих притязаний и женился на ее сестре Пенелопе, которую полюбил; Одиссей из-за любви к жене и сыну стал первым дезертиром-симулянтом, под предлогом сумасшествия отказываясь от похода на Трою. Одиссей суров и жесток, как все герои из его окружения, но постепенно на смену им приходит интеллектуальный героизм. Можно еще и еще перечислять те приключения и подвиги, участником и автором которых был Одиссей. Главное - в его образе был описан человек новых исторических и культурных форм, предевропеец.

Просмотров: 1347
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник, Издательство «Феникс», 1996 г.




Другие новости по теме:

  • АВТОНОМНЫЙ ЧЕЛОВЕК и ПЛАСТИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК
  • ВРЕМЯ КУЛЬТУРЫ
  • Гоббс: человек, его сущность и общество
  • Две культуры
  • ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ МИРА
  • Исторический и социокультурный контекст развития европейской культуры и философии
  • КУЛЬТУРЫ ОБРАЗ
  • КУЛЬТУРЫ, ГЕН
  • НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК
  • ОДИССЕЙ
  • Одиссей
  • Профессиональное общение в системе «Человек-Художественный образ»
  • Профессиональное общение в системе «Человек-Человек»
  • Специфика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры
  • ЧЕЛОВЕК
  • ЧЕЛОВЕК
  • ЧЕЛОВЕК
  • ЧЕЛОВЕК
  • ЧЕЛОВЕК
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
  • ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО
  • Человек
  • Человек
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Человек в мире тьмы вещей
  • Человек и общество
  • Человек культуры
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь