Социализация

от лат. socialis общественный) процесс складывания основных параметров человеческой личности (сознания, чувств, способностей и т. д.) на основе обучения и воспитания, усвоения социальных ролей, в результате чего человек превращается в члена современного ему общества. Этот процесс обеспечивает преемственность исторического развития. Через С. происходит наследование и преобразование индивидами социального опыта, превращение его в собственные установки, ориентации, навыки, умения, способности т. д. Несоциализированных людей нет. Асоциальное поведениерезультат упущений в ходе С. Процесс С. осуществляется в результате усвоения индивидами культуры общества. В основе механизма С.активнопреобразовательная деятельность человека, посредством которой происходит включение его в жизнь общества, формирование социальных связей, освоение всеобщих способов практической деятельности, развитие сознания, самосознания,систем социальной ориентации и т. п. С. по своему существу является самореализацией индивида в процессе его активно-трудовой деятельности. Поэтому С. осуществляется тем успешнее, чем активнее участие индивида в творчески-преобразовательной общественной деятельности. Результаты С. определяются: 1) системой форм культуры общества, которую усваивает индивид в процессе деятельности, 2) характером и направленностью деятельности по усвоению культуры, 3) способом общения индивидов в процессе приобщения их к культуре общества. Процесс С. исторически обусловлен. Это находит выражение, во-первых, в том, что в его результате образуются не какие-то абстрактные социальные качества человека, а те конкретно-исторические черты личности, которые необходимы ей для жизнедеятельности в конкретном обществе. Во-вторых, в том, что содержание, стадии, конкретные механизмы С. определяются социально-экономической структурой этого общества и варьируют в различные исторические периоды. В условиях НТР происходит усложнение общественных институтов С., разрушение одних-традиционных, становление другихновых ее форм, изменяется соотношение семейного и внесемейного воспитания, взаимоотношение поколений, изменяются критерии социальной зрелости и т. п. С.это не только становление законченности и зрелости личностных черт (формирование), но также развитие и модификация зрелых форм социальности личности в ходе включения ее в систему новых связей и зависимостей. С. длится всю жизнь человека, проходя ряд этапов: первичная, этап становления социальной зрелости и выбора профессии, этап зрелости и реализации профессионального выбора и т. д. С. включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные, осуществляемые в различных формах. Для современного общества особое значение приобретают различные целенаправленно организованные формы С.: общественные институты воспитания, обучения, образования и др. Сложный и многогранный процесс С. изучается различными науками (психологией, социальной психологией, социологией, историей, этнографией, педагогикой, философией), каждая из которых исследует различные его аспекты. Социология изучает процесс С. в следующих аспектах: 1) социокультурном (С. поколений в конкретно-исторических условиях), 2) биосоциогенетическом (С. индивидов в определенных социально-экономических условиях), 3) генетпко-возрастпом (возрастная С. в условиях конкретного общества).

Просмотров: 568
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • ВАЙНЛЕНДСКАЯ ШКАЛА СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ
  • Вайнлендская шкала социальной зрелости
  • Вайнлендская шкала социальной зрелости
  • Глобализация современного информационного общества
  • Глобализация современного информационного общества
  • ГОМЕОСТАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • Единство сознания, личности и деятельности
  • Единство сознания, личности и деятельности
  • ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА ДУХОВНАЯ
  • ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Классово-стратификационная структура общества (Социальная структура общества)
  • КЛАССОВО-СТРАТИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА (СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА)
  • КОНФЛИКТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
  • Мобилизационное развитие общества
  • Общение в экстремальных условиях деятельности
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • ПРОЦЕСС СЛУЧАЙНЫЙ (СТОХАСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ПРОЦЕСС, СЛУЧАЙНАЯ ФУНКЦИЯ ВРЕМЕНИ)
  • ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания
  • СТРАТИФИКАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЗНАНИЯ
  • Трудовой потенциал общества
  • Формирование характера и пути его воспитания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь