|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.
Социализацияот лат. socialis общественный) процесс складывания основных параметров человеческой личности (сознания, чувств, способностей и т. д.) на основе обучения и воспитания, усвоения социальных ролей, в результате чего человек превращается в члена современного ему общества. Этот процесс обеспечивает преемственность исторического развития. Через С. происходит наследование и преобразование индивидами социального опыта, превращение его в собственные установки, ориентации, навыки, умения, способности т. д. Несоциализированных людей нет. Асоциальное поведениерезультат упущений в ходе С. Процесс С. осуществляется в результате усвоения индивидами культуры общества. В основе механизма С.активнопреобразовательная деятельность человека, посредством которой происходит включение его в жизнь общества, формирование социальных связей, освоение всеобщих способов практической деятельности, развитие сознания, самосознания,систем социальной ориентации и т. п. С. по своему существу является самореализацией индивида в процессе его активно-трудовой деятельности. Поэтому С. осуществляется тем успешнее, чем активнее участие индивида в творчески-преобразовательной общественной деятельности. Результаты С. определяются: 1) системой форм культуры общества, которую усваивает индивид в процессе деятельности, 2) характером и направленностью деятельности по усвоению культуры, 3) способом общения индивидов в процессе приобщения их к культуре общества. Процесс С. исторически обусловлен. Это находит выражение, во-первых, в том, что в его результате образуются не какие-то абстрактные социальные качества человека, а те конкретно-исторические черты личности, которые необходимы ей для жизнедеятельности в конкретном обществе. Во-вторых, в том, что содержание, стадии, конкретные механизмы С. определяются социально-экономической структурой этого общества и варьируют в различные исторические периоды. В условиях НТР происходит усложнение общественных институтов С., разрушение одних-традиционных, становление другихновых ее форм, изменяется соотношение семейного и внесемейного воспитания, взаимоотношение поколений, изменяются критерии социальной зрелости и т. п. С.это не только становление законченности и зрелости личностных черт (формирование), но также развитие и модификация зрелых форм социальности личности в ходе включения ее в систему новых связей и зависимостей. С. длится всю жизнь человека, проходя ряд этапов: первичная, этап становления социальной зрелости и выбора профессии, этап зрелости и реализации профессионального выбора и т. д. С. включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные, осуществляемые в различных формах. Для современного общества особое значение приобретают различные целенаправленно организованные формы С.: общественные институты воспитания, обучения, образования и др. Сложный и многогранный процесс С. изучается различными науками (психологией, социальной психологией, социологией, историей, этнографией, педагогикой, философией), каждая из которых исследует различные его аспекты. Социология изучает процесс С. в следующих аспектах: 1) социокультурном (С. поколений в конкретно-исторических условиях), 2) биосоциогенетическом (С. индивидов в определенных социально-экономических условиях), 3) генетпко-возрастпом (возрастная С. в условиях конкретного общества). Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|