Методы изучения предпочтений

способы сбора и анализа информации об упорядочении группой респондентов или экспертов некоторого набора объектов по заданному критерию. Практически любой опросный документ (анкета, текст) включает вопросы, основанные на том или ином М. и. п. Респопдент «предпочитает» один объект другому, если он оценивает его выше по заданному критерию (собственно предпочтение выступает лишь как один из видов возможных критериев; упорядочение может производиться также по значимости объектов для индивида, по оценке тех или иных характеристик объектов и т. п.), В качестве примера можно привести упорядочение набора профессий по престижу, ранжировку ряда ценностей, предъявляемых респонденту, и т. п. Можно выделить четыре основных М. и. п.балльные оценки (респондент оценивает каждый из объектов определенным баллом или распределяет объекты на несколько групп по заданному критерию, а баллы присваиваются исследователем на стадии кодирования или обработки), ранжирование, парные сравнения, множественные сравнения. Существуют и другие М. и. п., которые представляют собой их комбинацию. Например, респондент из множества предложенных объектов выбирает несколько наиболее предпочтительных и несколько наименее предпочтительных, затем объекты упорядочиваются по числу респондентов, поместивших данный объект среди наиболее пли наименее предпочтительных; респондент сначала разбивает объекты на группы (например, положительное, нейтральное и отрицательное отношение), а затем ранжирует их внутри каждой группы и т. п. М. и. п. используются при построении различного рода шкал. Методы сбора данных в социологическом исследовании включают изучение документальных источников, прямое наблюдение социальной реальности и опросы. В качестве документов выступают официальные и неофициальные тексты (например, карточки персонального учета или же письма трудящихся в газеты, иные организации), аудиовизуальные записи (магнитофонные записи обсуждений какого-либо вопроса, телепрограммы), многообразные тексты средств массовой информации газет, радио и телевидения. Помимо этих так называемых наличных документов социолог может планировать целевые документы в соответствии с программой исследования (например, предлагает написать сочинение на заданную тему, изложить свои впечатления от некоторого мероприятия, в свободной форме высказать мнение об определенных событиях или условиях деятельности). Наряду с традиционным анализом документов по содержанию в соответствии с гипотезами исследования применяют особый способ качественно-количественного анализа текстов контент-анализ. Официальные документы - хороший источник информации о социально-нормативных требованиях организаций и общностей, личные и неофициальные документы чаще используются для получения сведений о событиях и условиях деятельности, нежели об оценках и мотивации.

Просмотров: 2816
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • ИЗУЧЕНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИИ
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  • Компьютерное моделирование объемных объектов
  • Контент-анализ (анализ документов)
  • ЛИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
  • Личные документы
  • МЕТОДЫ АНАЛИЗА СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
  • МЕТОДЫ СБОРА СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
  • Метод анализа документов
  • Метод анализа документов
  • Метод анализа документов
  • Метод анализа документов
  • Метод фокальных объектов
  • Методы анализа социолингвистических данных
  • Методы анализа социометрической информации
  • Методы обработки и анализа социологической информации
  • Методы сбора первичной социологической информации
  • Методы сбора социолингвистических данных
  • ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЮВЕНОЛОГИИ
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  • ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, или область объектов теории,универсум рассуждения
  • Постоянство объектов
  • Потенциальные возможности объектов
  • СОЗДАНИЕ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  • СОЦИОЛОГИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • СТАТИСТИКА ОБЪЕКТОВ НЕЧИСЛОВОЙ ПРИРОДЫ
  • СТАТИСТИКА ОБЪЕКТОВ НЕЧИСЛОВОЙ ПРИРОДЫ
  • Социология средств массовой информации
  • метод анализа документов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь