Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 Исследование социологическое



Исследование социологическое

вид социального исследования, отличающийся спецификой методологии и методики получения нового достоверного социологического знания. И. с. может выходить на разные уровни научного обобщения: от объяснения общих социальных закономерностей до описания отдельных эмпирических зависимостей в ограниченном промежутке времени. В зависимости от цели, определяющей уровень обобщения, методологическую роль в И. с. могут играть общая и специальные социологические теории, междисциплинарные и общенаучные выводы. Комплексность, многоплановость, анализ социального объекта во всей совокупности связей и отношений отличают И. с. от других социальных исследований. Поэтому оно зачастую выглядит одновременно и социально-экономическим, и социально-политическим, и социальнопсихологическим, и социально-демографическим и т. д., то есть предметно как бы дифференцированным, но монографическим по объекту. Требование комплексности предписывает социологам вести исследование по всему фронту научного поиска, иметь полную осведомленность о задачах, характере и методах получения знания в смежных областях, использовать их результаты. В И. с. обязательным является также требование выявления степени взаимовлияния всех социальных факторов, которые определяют изучаемый процесс и проявляются в нем. Отсюда следует необходимость использования теоретических положений и совокупности методик других общественных наук, их эвристических возможностей в данном исследовании. Таким образом, И. с. становится комплексным не только по предмету, но и по методам исследования. Его характерным признаком является также то, что изучение социальных процессов осуществляется через анализ деятельности человека (или ее результата), через выявление его социальных потребностей, интересов, мотивов поведения и ценностных ориентации. Поэтому по своей гносеологической структуре И. с. является особым типом субъект объектного отношения, в когром источником первичной информации всегда выступает человек или опредмеченные в документах факты его сознания и поведения. Отсюда особые требования к методике для исключения неопределенности первичной социологической информации (взаимного влияния субъекта и объекта, фактически-познающего и познаваемого субъектов), а также особые требования к постановке и проверке гипотез, недопущению ошибок количественного анализа и т. д., что обусловило разработку и использование в И. с. специальных методик и технических приемов обеспечения надежности данных. С гносеологической точки зрения И. с. по объекту и процедуре является эмпирическим, однако по .уровню обобщения оно может быть и эмпирическим,и теоретическим. Обычно итог И. с;это эмпирическая, теория, те. теоретическое осмысление эмпирических фактов. Если рассматривать его с позиций дихотомической типологии научных исследований на фундаментальные и прикладные, то, .как правило, оно. соответствует критериям прикладного. Но «прикладное», не тождественно «эмпирическому». Они различаются: по основатгиям классификации. В одном случае учитывается характер получаемого знания, в другом-его целевая ориентация. Фундаментальным И. с. является тогда, когда делаются выводы об универсальных социальных связях и отношениях безотносительно к эмпирическому «полю», на котором они обнаруживаются. И. с. квалифицируется как прикладное, когда обеспечивает результаты, пригодные для непосредственного практического использования. Нередко эти исследования проводятся не в научных целях, а по социальным заказам, и результаты их по форме и содержанию должны соответствовать требованиям заказчика. В фундаментальных исследованиях ведется поиск новых закономерностей, внутренних каузальных связей, поэтому они часто еще называются поисковыми. Фундаментальные исследования ориентированы на опережающее отражение действительности, и их результаты носят обычно характер абстрактно-теоретических построений и выводов, фиксирующих те или иные социальные закономерности. Прикладные И. с. ориентированы на решение узкого круга практических проблем. Получение принципиально нового научного знания они не преследуют. Но эти исследования также должны быть основательно методологически и методически обоснованными, а их результаты соответствовать критериям научности. Результаты этих исследований могут использоваться в качестве эмпирического базиса для выведения нового знания, обнаружения эмпирических закономерностей. Отличие эмпирического И. с., ориентированного на теорию, от прикладного заключается только в некоторых особенностях его программирования и организации, а также в нацеленности анализа на экспериментальные выводы, пригодные для построения новых объяснительных концепций или теорий. В эмпирическом И. с., имеющем прикладное значение, также требуется обращение к положениям общей и специальных социологических теорий, которые дают объяснение исследуемому процессу. Без такого обращения оно, как вид исследования, способно выполнять лишь описательную функцию в науке. Описание и объяснение должны взаимно дополнять друг друга. Эмпирическое исследование открывает новые факты и ставит новые задачи перед теорией. Теоретическое исследование получает новые возможности объяснения фактов и методологически ориентирует эмпирическое. В сущности, это два уровня глубины научного исследования социальных процессов и явлений. Единство и взаимообусловленность эмпирического и теоретического уровней исследования являются основной методологической предпосылкой и условием достоверности получаемого социологического знания.

Просмотров: 953
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • «ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» К. Поппера
  • АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
  • ВАЛИДНОСТЬ МЕТОДИК В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ
  • ГИПОТЕЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • Методы эмпирического исследования
  • Методы эмпирического исследования
  • НАДЕЖНОСТЬ МЕТОДИК В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ
  • ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ при ЦК КПБ
  • ОБЪЯСНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
  • ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • ПРЕЗУМПЦИЯ ОБЪЯСНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
  • ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ПРИКЛАДНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Процедура прикладного социологического исследования
  • Рабочий план прикладного социологического исследования
  • СТАНДАРТИЗАЦИЯ МЕТОДИК В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ эмпирических социологических исследований
  • Техника прикладного социологического исследования
  • Техника прикладного социологического исследования
  • УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Цели и результаты социологического исследования
  • ЭТИКА СОЦИАЛЬНЫХ И ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь