Адаптация социальная

процесс активного приспособления индивида (группы индивидов) к социальной среде, проявляющийся в обеспечении условий, способствующих реализации его потребностей, интересов, жизненных целей. А. с. включает в себя приспособление прежде всего к условиям и характеру труда (учебы), а также к характеру межличностных отношений, экологической и культурной среде, условиям проведения досуга, быту. В качестве объективных показателей А. с. чаще всего используются квалификационный уровень работника, размер заработной платы, трудовой и социометрический статус, в качестве субъективных удовлетворенность трудом (учебой) и различными ее аспектами, отсутствие или наличие намерения сменить место работы (учебы) или жительства. Процесс А. с. тесно взаимосвязан с процессом социализации индивида (см. Социализация), интериоризации общественных и групповых норм. А. с. предполагает как приспособление индивида к условиям жизнедеятельности (пассивная А.), так и активное целенаправленное их изменение (активная А.). Эмпирически установлено, что доминирование у индивида второго из названных типов адаптационного поведения обуславливает более успешное протекание А. с. Выявлено также зависимость между характером ценностных ориентации личности и типом адаптационного поведения. Так, у людей, ориентированных на проявление и совершенствование своих способностей, доминирует установка на активно-преобразовательное взаимодействие с социальной средой, у ориентированных на материальное благополучие избирательность, целевая ограниченность социальной активности, у ориентированных на комфорт приспособительное поведение. Ценностные ориентации определяют также требования индивида к характеру и условиям труда, быта, досуга, характеру межличностного общения. Например, монотонный труд на конвейере, как правило, фрустрирующе воздействует на людей с высоким образовательным уровнем, но удовлетворяет работников с низким уровнем образования и квалификации. Однако на определенном этапе развития общества существуют обусловленные сложившимися социальными условиями (уровень развития производства, жизненный уровень и т. п.) и нормами общественного сознания стереотипы минимального удовлетворения социальных потребностей индивида, выход за нижние рамки которых стимулирует у всех членов общества, независимо от их ценностных ориентации, чувство неудовлетворенности своим социальным положением. В советской социологии наибольшее развитие получили исследования А. с. молодежи (молодых рабочих, специалистов, учащихся), а также мигрантов, в меньшей степени пенсионеров. Но большинство этих исследований носит узкоприкладной характер, что обусловливает необходимость дальнейшей разработки методологических и теоретических проблем изучения А. с.

Просмотров: 1168
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • F60 — F62 Специфические, смешанные и другие личностные расстройства, а также продолжительные изменения личности
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • Взаимодействие в социальной педагогике и социальной работе
  • Дооперациональная стадия или уровень развития мышления
  • ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИВИДА
  • ЗАКОН СООТВЕТСТВИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ХАРАКТЕРУ И УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
  • История развития социальной работы
  • ЛИЧНОСТИ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
  • МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • МО ДИ, также Мо-цзы
  • НОРМАТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
  • Нормативное сопровождение требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ
  • ОРИЕНТАЦИИ ЦЕННОСТНЫЕ ЛИЧНОСТИ
  • Оценка труда работника (для установления заработной платы)
  • ПАРАМНЕЗИЯ, также псевдомнезия
  • Программы социальной поддержки пожилых людей
  • Рабочая сила отдельного индивида
  • РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис
  • РЕСУРСЫ ЗДОРОВЬЯ ИНДИВИДА
  • СЕМАНТИКА, также семасиология
  • Социализация индивида
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ИНДИВИДА
  • теория интерперсонального поведения трехмерная В. Шутца (теория фундаментальной ориентации межличностных отношений)
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
  • УРОВЕНЬ В - УРОВЕНЬ СИНЕРГИЙ И ШТАМПОВ, ИЛИ ТАЛАМОПАЛЛИДАРНЫЙ УРОВЕНЬ
  • УЧНИЧА, также Буддочнича
  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ
  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ
  • ЭТНИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ИНДИВИДА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь