Письмо как жанр

– возникло в результате приспособления формы личной и деловой переписки для нужд журналистики. Будучи опубликованным, письмо становилось достоянием аудитории, в силу этого представлять данный жанр могут в полной мере только такие письма, которые имеют общественную значимость и потому лишь попадают в сферу интересов аудитории. Привнесение в деловую или личную переписку идей, значимых для общества в целом, было необходимым условием становления письма как самостоятельного жанра журналистики. Значительное влияние на характер жанра оказали всевозможные прокламации, листовки, воззвания, распространявшиеся среди населения в периоды всевозможных общественных катаклизмов – восстаний, революций. Воззвания, прокламации и листовки публиковались и в газетах, что не прошло для журналистики бесследно. Публикации, выполненные в жанре письма, часто называют эпистолярной публицистикой. Эпистолярную публицистику в жанровом отношении следует отличать от публикаций самых разных жанров (начиная с заметки и кончая полноценным очерком), которые помещаются под рубрикой «Письма наших читателей» во многих газетах и журналах. В данном случае рубрика означает лишь то, что материал поступил в редакцию по почте и что автор его не является штатным работником редакции. На жанр публикации такая рубрика не влияет, и ее нельзя считать жанрообразующим фактором (хотя, разумеется, под этой рубрикой может быть опубликован текст, который действительно представляет собой произведение эпистолярной публицистики). Письмо как эпистолярный жанр обладает присущими ему характерными признаками. Первый из этих признаков – форма непосредственного обращения автора к адресату (читателю, слушателю). Второй признак – стремление автора побудить адресата к неотложным, активным действиям в связи с предметом выступления. Журналист обращается к жанру письма в исключительных случаях. Эти случаи, как правило, связаны с необходимостью для адресата немедленно вмешаться в ход дела, заняться той или иной ситуацией, процессом, проблемой, которые в противном случае могут привести к нежелательным последствиям либо для отдельных людей, их групп, либо для общества в целом. Чаще всего современная пресса использует жанр письма для обращения к видным деятелям - руководителям государства, министрам, депутатам, президенту и т.п., поскольку их незамедлительное вмешательств может решить тот или иной вопрос. Такое обращение на виду у общества напрямую к сильнейшим мира сего может стать кратчайшим путем решения какой-то проблемы. Выступая с подобными обращениями, журналист как бы бросает вызов своему адресату, вызывает его на арену, где он должен продемонстрировать не только свои профессиональные качества, свою силу лица, облеченного властью, но и свое личное мужество, свою нравственную стойкость. Естественно, что не каждый может выступить в такой роли, мало кому из власть предержащих нравятся подобные вызовы. Но логика журналистской профессии не позволяет исключать из арсенала жанр письма. Виды писем бывают разные. В современной прессе письмо представлено двумя основными видами. Первый, наиболее активно используемый вид – открытое письмо. Такого рода публикации характеризуются прежде всего ярко выраженным личностным характером, эмоциональностью, непосредственной апелляцией к тем возможностям, которыми обладает адресат применительно к предмету разговора, к тем его поступкам, решениям, той реакции, которые связаны с этим предметом. Другой вид публикаций эпистолярного жанра – «Письмо без адреса», оно может быть адресовано уже не одному человеку, а всем гражданам страны. Степень эмоциональности в обращении к абстрактному адресату обычно значительно ниже, чем в первом случае, во многом это объясняется тем, что решение судьбы обсуждаемого явления, как понимает автор, находится в руках не тех, к кому он обращается, – решают вопрос прежде всего правительство и президент, а не читатели (хотя и от них немало зависит). Если говорить о характере восприятия письма каким-то конкретным человеком, например читателем газеты, то оно будет, очевидно, зависеть от того, насколько тот ощущает себя гражданином, ответственным за все, что происходит в стране. Реакция читателя может проявиться как в форме полного присоединения к истцам по открывающемуся судебному иску, так и в форме равнодушного просмотра публикации. Основная задача публикации в жанре письма - убедить адресата в правильности позиции автора, в необходимости действовать именно так, как он предлагает. Это требует от журналиста умения убеждать, знания приемов, методов убеждающего воздействия, требует овладения мастерством аргументации, понимания психологии своего адресата, что предполагает его обращение к соответствующим практическим и теоретическим материалам по вопросам информационного воздействия, аргументации, психологии убеждения.

Просмотров: 6739
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. Издательство КРСУ, 2002 г..




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • «ИСТОРИЧЕСКИЕ ПИСЬМА»
  • «ПИСЬМА К СЕРЕНЕ»
  • «ПИСЬМА ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ»
  • «ФИЛОСОФИЧЕСКИЕ ПИСЬМА»
  • «ФИЛОСОФСКИЕ ПИСЬМА ОБ АНГЛИИ, или Английские письма»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • АВТОБИОГРАФИЯ КАК ЖАНР ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ
  • Автор как переводчик себя
  • АВТОРИТЕТ ПИСЬМА
  • Беседа как жанр аналитической журналистики
  • Версия как жанр
  • Делать вид, что не понимаешь
  • ДЕЛОВЫЕ (СЛУЖЕБНЫЕ) ПИСЬМА
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ПИСЬМА
  • МОНОГРАФИЯ КАК ЖАНР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Обзор СМИ как жанр
  • ПИСЬМА ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ
  • ПИСЬМА, НАРУШЕНИЕ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СВЯЗАННОЕ С РАЗВИТИЕМ ЭКСПРЕССИВНОЕ НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • Экспрессивное нарушение письма, связанное с развитием
  • ЭКСПРЕССИВНОЕ НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА, СВЯЗАННОЕ С РАЗВИТИЕМ
  • Этикет письма (культура письма)
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь