Новелла

– (итал. novella, буквально – новость), литературный малый повествовательный жанр, сопоставимый по объему с рассказом (что дает иногда повод для их отождествления), но отличающийся от него генезисом, историей и структурой. Новелла, как явствует из этимологии ее названия, «есть ничто иное, как случившееся неслыханное происшествие» (Гете). Поэтизируя некий случай, новелла предельно обнажает ядро сюжета – центральную перипетию, сводит жизненный материал в фокус одного события. В отличие от рассказа – жанра, выдвигающего на первый план словесную фактуру повествования и тяготеющего к развернутым описательным характеристикам, новелла есть искусство сюжета в наиболее чистой форме, сложившееся в глубокой древности в тесной связи с ритуальной магией и мифами и обращенное прежде всего к деятельной стороне человеческого бытия. Новеллистический сюжет, построенный на ситуативных антитезах и резких переходах между ними, распространен во многих фольклорных жанрах: сказка, басня, средневековый анекдот, фаблио, шванк. Литературная новелла возникает в эпоху Возрождения в Италии (ярчайший образец – «Декамерон» Джиованни Боккаччо), затем в Англии, Франции, Испании (Дж. Чосер, Маргарита Наваррская, М. Сервантес). В форме комической и назидательной новеллы происходит становление ренессансного реализма, раскрывшего стихийно-свободное самоопределение личности в чреватом превратностями мире. Впоследствии новелла в своей эволюции отталкивается от смежных жанров (рассказа, повести и других), изображая экстраординарные, порой парадоксальные и сверхъестественные происшествия, разрывы в цепи социально-исторического и психологического детерминизма. Расцвет новеллы в эпоху романтизма (Л. Тик, Г. фон Клейст, Э.Т.А. Гофман, П. Мериме, Э. По, ранний Н.В. Гоголь) вобрал в себя культ трагииронической игры случая, разрушающего ткань повседневности. На поздней стадии критического реализма обращение к новелле (Ги де Мопассан, А.П. Чехов, Л. Пиранделло, Ш. Андерсон, И.А. Бунин, С. Цвейг) сопряжено с открытием замкнутых жизненных миров внутри общества отчуждения и часто окрашено в фаталистические или гротескные тона. В модернистской новелле случай фетишизируется и осмысливается как слепая власть рока, разбивающая все надежды людей (например, у Ф. Кафки). В советской литературе жанр новеллы, особенно продуктивный в 1920-е гг. (И. Бабель, Ю. Олеша, Вс. Иванов, М. Зощенко, В. Катаев), запечатлел стихию народной жизни, перекраиваемой революцией, резкие сдвиги в быте и психологии людей. Существует точка зрения, которая относит новеллу к разновидности рассказа, полярной другой его разновидности – очерку.

Просмотров: 785
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. Издательство КРСУ, 2002 г..




Другие новости по теме:

  • WHOIS (Кто есть кто)
  • АНОНИМНЫЙ «КТО ЕСТЬ КТО»
  • Беда, поражение, разгром (войска), случай, испытание, происшествие
  • Взгляды экзистенциалистов: Человек в эпоху социального кризиса
  • Воспитание в широком смысле есть процесс
  • ИСТОРИЯ БЕЗУМИЯ В КЛАССИЧЕСКУЮ ЭПОХУ
  • Качество жизни пожилых людей
  • Новелла
  • Нравственного реализма стадия
  • ПОДБОРА ПО ФОРМЕ ТЕСТ.
  • ПРИРОДА: ПОНЯТИЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  • Прекрасное есть жизнь
  • Преступления людей, наделенных власть
  • Принятие другого таким, каков он есть
  • Разговор в форме предположений
  • Разновидности усвоения
  • Речь, слово, слух, изречения, поговорки, рассказ, повествование, сказка, басня, беседы, толки, совет, замысел, план
  • СЛУЧАЙ
  • СЛУЧАЙ
  • СЛУЧАЙ
  • СЛУЧАЙ
  • СЛУЧАЙ
  • СОВЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ СТАЛИНИЗМА
  • Случай
  • Случай
  • Страхи людей на разных этапах жизни
  • ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ
  • Тератологический, то есть относящийся к тератологии
  • УМЕНИЕ СЛУШАТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
  • анонимный «кто есть кто»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь