|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева
Этнопсихолингвистиканаправление совр. психолингвистики, изучающее национально-культурную вариантность когнитивной и коммуникативной сторон речевой деятельности в речевых операциях, речевых действиях и целостных актах речевой деятельности; в языковом сознании (в когнитивном использовании языка и функц. эквивалентных ему др. знаковых систем); в организации (внешней и внутренней) процессов речевого О. Язык при этом рассматривается как одно из средств фиксации и обнаружения культуры, как форма представления культуры, но не приравнивается к культуре. Термин Э. введен в 1970-е гг. А. А. Леонтьевым. Э. разрабатывает специальные и использует разл. лингвистические, психол. и иные методы исследования для выявления этой вариантности. Первые исследования в этой области относятся к 1970-м гг. На этапе становления Э. исследовала проблемы выявления принципиальных различий в стратегиях порождения высказывания, связанных с особенностями языка; создания прагматической типологии речевых действий, национально-культурной детерминации семантики; этнопсихолингвистической детерминации языкового сознания; национально-культурной детерминированности образа мира, предметных значений; этнопсихолингвистической детерминации языковых и неязыковых средств О. Устанавливалась национально-культурная иерархия средств О., функционально значимые особенности протекания процессов О., национально-культурные особенности речи: темп, способы заполнения пауз, способы разложения слов при необходимости точно транслировать слово собеседнику и др. Теорет. основа Э. - теория речевой деятельности (А. А. Леонтьев) с привлечением нек-рых существенных положений ведущих концепций когнитивной психологии, лингвокультурологии, социологии, этнопсихологии. Э. направление интегративного типа, объединяющее в себе разноаспектное изучение речевой деятельности как одного из видов психич. деятельности человека в аспекте ее национально-культурной вариантности. Важнейшие теорет. постулаты совр. Э.: национ. культура существует в ментальной, предметной и деятельностной формах; ментальные составляющие национ. культуры принципиально не могут быть «перекодированы» адекватно; национальнокультурная специфика сознания социума специфически обнаруживается в речевой деятельности, репрезентирующей когнитивные структуры и механизмы смыслообразования, свойственные данной культуре. Наиболее активно исследуется в настоящее время этнопсихолингвистическая детерминация языкового сознания, роль речевой деятельности в становлении и трансформации культуры, отражение специфики национ. культур в речевой деятельности индивида, способы действования со словом в разных культурных сферах (проблема дискурсивных практик), отражение характера межэтнич. отношений в речевой деятельности, исследование вербальных и невербальных словарей и грамматик этнич. поведения, контрастивное сопоставление «текстов», обслуживающих тот или иной этнос, изучение генезиса и взаимосвязей семантики национально-культуроспецифичных значений и др. Лит.: Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977; Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1997; Пищальникова В. А. История и теория психолингвистики. Ч. 2. Этнопсихолингвистика. М., 2007; Этнопсихолингвистика. М., 1988; Этнопсихолингвистические проблемы семантики. М., 1978. В. А. Пищальникова Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|