Эмпатия: механизмы

- это системная работа психич. процессов и свойств личности, к-рая обеспечивает возникновение эмоционального понимания или эмоционального отклика на переживания др. человека, т. е. эмпатию. Психол. механизмы эмпатии (Э.) зависят от функций, к-рые Э. выполняет в процессе познания, О. и взаимоотношений людей. Главными функциями Э. являются синхронизация и идентификация эмоциональных переживаний общающихся людей. Синхронизация и идентификация реализуются на разных психол. уровнях, и потому механизмы Э. могут включать в себя и когнитивный, и аффективный, и конативный компоненты, а соответствующими способами и механизмами, вызывающими Э., могут являться подражание, заражение, идентификация, социальная рефлексия и децентрация. По-видимому, каждый из этих способов и механизмов может быть основой того или иного вида Э., среди к-рых чаще всего выделяют рациональную и аффективную Э. Ввиду того, что существуют разные виды Э., в психологии имеются и разные концепции, касающиеся механизмов Э. П. Фресс различает 2 типа заражения эмоциями, и соответственно, 2 типа Э. Первый возникает в том случае, когда ситуация вызывает у одного, а затем у неск. индивидов одинаковую реакцию страха, гнева или радости. Второй тип более специфичен и проявляется в том, что эмоции овладевают человеком, хотя ситуация его не затрагивает. Все, что облегчает идентификацию, по мнению П. Фресса, усиливает заразительность эмоций, в т. ч. и типичные или видотипичные схемы внеш. выражения опр. переживаний. Типичные схемы могут быть заученными, социализированными способами проявления чувств, подлежащих произвольному контролю. Однако механизм заражения не обеспечивает адекватность эмпатического отреагирования и оправдывает себя только в случае неразвитости более сложных форм эмпатии, как, напр., у маленьких детей. У них имеют место сравнительно простые и ярко выраженные эмоции, внешне подобные эмоциям переживающего. Согласно Н. Н. Обозову, в основе Э., возникающей и формирующейся во взаимодействии людей, в О., лежит механизм осознанной и неосознанной идентификации. Сама идентификация выступает результатом фундаментального свойства человека: сравнить себя, свою личность, поведение и состояние с др. людьми. Эмоциональная реакция в силу идентификации возникает, как правило, при непосредственном переживании другого, и в ситуации его неблагополучия переживается в виде жалости, печали, сострадания. Однако факт частого сохранения собственной линии поведения сочувствующего или сопереживающего нетипичен для случая идентификации, поэтому механизм идентификации, по крайней мере, не единственный механизм Э. Е. Я. Басин полагал, что в основе Э. находятся проекция и интроекция, а идентификацию он считал итогом данных процессов. Проекцией автор называл мысленное перенесение реального или воображаемого Я в ситуацию объекта, что приводит к идентификации. Интроекция же, по его мнению, представляет собой процесс переноса воображаемого Я на реальные обстоятельства субъекта, к-рая существует одновр. с проекцией и неразрывно с ней связана. Н. И. Сарджвеладзе к механизмам Э. относит и заражение, и идентификацию, и проекцию и интроекцию, но приоритет оставляет за механизмами заражения и идентификации. Т. П. Гаврилова и Ю. А. Менджерицкая выстраивают механизмы Э. по мере возникновения их в онтогенезе, связывая их с изменениями эмпатических форм реагирования в таком порядке: эмоциональное подражание и заражение, идентификация, понимание эмоций других и рефлексия. В. К. Вилюнас выдвинул гипотезу о роли в Э. механизма «ответных» эмоций. Возникновение «ответной» эмоции описывается им след. образом. Опр. эмоциональное переживание человека нам приятно или неприятно, поэтому мы опр. образом к нему относимся. Вследствие «ответного» эмоционального прогресса сопереживание охватывает неск. взаимосвязанных друг с другом переживаний одного и того же субъекта. Эмоция, возникшая вследствие сопереживания, может затем переключиться на нек-рый предмет-причину, что создает возможность индивиду воспринимать мир глазами др. людей: любить и ненавидеть что-либо в нем соответственно чувствам друзей и наперекор чувствам врагов. В этом механизме имеют значение сопереживаемые оценки вещей. Они корригируют наши собственные оценки и благодаря сопереживанию каждое наше действительное эмоциональное отношение к вещам является в опр. степени суммарным, поскольку включает в себя наше собственное отношение и отношение тех лиц, к-рых мы любим или ненавидим. Если в случае «заражения» нам, напр., приятно или весело, потому что приятно и весело окружающим, то в случае сопереживания нам приятен именно тот факт, что другим приятно и весело. В первом случае эмоциональное переживание другого является своего рода образцом для нашего переживания, то во втором - его предметом, т. е. тем, на что наше переживание направлено и что оно специфически окрашивает. Вероятно, существует ряд механизмов, действующих в зависимости от ступени онтогенетического и индивидуально специфического развития эмпатических способностей человека. Т. к. специфика эмпатии заключается в ее эмоциональной природе, а содержанием эмоций является непосредственное отношение человека (к себе, своей деятельности, др. людям, предметам, ситуациям, их свойствам и т. д.), то содержанием Э. можно считать отраженное отношение переживающего к чему-либо, выраженное у наблюдателя в чувствах, идентичных чувствам этого переживающего человека. Отражение отношения человека к объективной действительности опосредуется познавательными процессами эмпатирующей личности. Эмпатические реакции могут быть адекватны переживаниям другого в том случае, если у наблюдателя этих переживаний развита сенситивность восприятия к настроениям людей. Для понимания характера и причин переживаний объекта Э. воспринятой вербальной и невербальной информации обычно бывает недостаточно, поэтому более способными к эмпатии бывают люди, к-рые имеют развитое воображение, позволяющее дополнить с помощью представлений недостаток этой информации и составить целостную картину о ситуации переживания и самом переживающем индивиде. Благодаря воображению возможно эмоциональное соучастие в прошлых переживаниях рассказчика или героев литературных произведений. Кроме того, необходима заинтересованность наблюдателя в ситуации, вызывающей эмоции объекта наблюдения и опр. к нему отношение. В этом случае формирующийся образ наблюдаемого и (или) воображаемого может настолько чувственно захватить человека, что он, представляя себя на месте того, чей образ у него создается, начинает испытывать состояния, подобные тем, к-рые он видит или представляет. В возникновении эмпатического отклика задействованы не только эмоциональные, но и рефлексивные процессы и воображение. Если эмпатический отклик минует контроль со стороны социально-рефлексивных процессов, то возникает «псевдоэмпатия», т. е. неадекватность эмпатического отклика и соответствующих реакций индивида действительным чувствам объекта эмпатии. Особое значение в механизме Э. имеет децентрация, к-рая осуществляется благодаря изменению представлений. Воображение позволяет осуществить децентрацию на основе перегруппировки представлений, что способствует перестройке исходной системы эгоцентрических отношений на децентрированные, соответствующие системе отношений др. человека. Механизм децентрации развивается на опр. этапах онтогенеза. Он лежит в основе способности человека представить себя на месте другого, благодаря чему человек оказывается в состоянии понять и прочувствовать переживания др. человека. Когнитивные и эмоциональные свойства и механизмы психики в процессе возникновения эмоциональной отзывчивости не обособлены и являются качественно определенными сторонами социальной перцепции. Это доказывается исследованиями, результаты к-рых свидетельствуют о связи эмпатийности с опр. свойствами мышления и воображения, что позволяет уточнить их роль в механизме Э. Лит.: Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976; Пашукова Т. И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических коррелятах // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1983; Пашукова Т. И., Троицкая Е. А. Механизмы и функции эмпатии // Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та. Сер.: Психол. науки. М., 2010; Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология эмоций. Вып. 5. М., 1975. Т. И. Пашукова

Просмотров: 4085
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • “РОЛЬ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА”
  • АКТ О НЕСЧАСТНОМ СЛУЧАЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
  • Акт о несчастном случае на производстве
  • БИОЛОГИЧЕСКИЕ предпосылки возникновения человека
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
  • ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
  • ГЛОБАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА человека
  • ГУМАНИЗМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
  • ДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ И ОБЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ЛЮДЬМИ
  • Европейская конвенция по правам человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод)
  • ЗАБОЛЕВАНИЕ ПЛЕВРЫ, РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ВСЛЕДСТВИЕ ПОПАДАНИЯ В ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА АСБЕСТОВОЙ ПЫЛИ
  • Здоровый образ жизни человека
  • Когнитивный компонент эмпатии
  • Механизм эмоционального заражения
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА
  • Общение и искусство: роль эмпатии
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ЖЕНЩИН
  • ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЧЕЛОВЕКА
  • Приоритет прав человека
  • РЕГРЕССИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ И В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
  • РЕЛЕВАНТНЫЕ ОБЩЕНИЮ С ЛЮДЬМИ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ЛИДЕРОМ
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • Стадии онтогенеза человека
  • ФИЛОСОФСКИЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА
  • Эксплуатация человека человеком



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь