Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева
Экспертная беседа. В. Ф. Енгалычев, А. В. ЮндаЭ. б. является особым методом судебно-психол. экспертизы и экспертных исследований. Применяется во всех видах психол. экспертизы с участием подэкспертного (лицом, в отношении к-рого проводится психол. исследование в рамках судебной психол. экспертизы по постановлению органов следствия или определению суда). Э. б. предназначена для получения в процессе диалога информации об особенностях субъективного мира обследуемых лиц (мотивах, установках, отношениях, переживаниях, интересах, мировоззрении и др.), а также о психол. факторах исследуемой ситуации. Результаты Э. б. необходимы для дополнения, уточнения и анализа данных, полученных с помощью стандартизированных методов, и формирования экспертных выводов. Проведение ее требует высокой профессиональной коммуникативной компетентности опрашивающего, т. к. ситуация О. с подэкспертными, как правило, осложнена влиянием ряда факторов. К ним относятся: 1) значительная несимметричность коммуникативных ролей психолога и подэкспертного; 2) внешне инициированное участие в исследовании и не всегда добровольное самораскрытие подэкспертного; 3) использование заключения судебно-психол. экспертизы следственными органами или судом, т. е. ограниченная возможность соблюдения психологом принципа конфиденциальности; 4) напряженность О., связанная с обсуждением психотравмирующих событий - ситуаций конфликтного взаимодействия, насилия; 5) наличие у обследуемых особых психич. и эмоциональных состояний, вызванных криминальной и посткриминальной ситуациями; 6) личностные особенности подэкспертных, затрудняющие О. (агрессивность, враждебность, импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, ригидность и пр.); 7) активное использование обследуемыми средств психол. самозащиты (отказ от контакта, формальное выполнение заданий, сообщение ложной информации и др.); 8) несоответствующие действительности представления подэкспертных о деятельности и роли психолога-эксперта; 9) сложные пространственновременные условия взаимодействия и др. Проведение Э. б. подразумевает неск. этапов, их последовательное прохождение обеспечивает исследованию целостность и снижает риск получения неполных или недостоверных данных. 1. Подготовительный этап. Включает: 1) психол. анализ материалов уголовного или гражданского дела с целью установления наличия и качества информации,; 2) обзор данных о разл. техниках и приемах, необходимых для проведения беседы (для установления контакта, распознавания ложных и недостоверных сообщений, оказания мнемической помощи и пр.). 2. Ориентировочный этап вступление в контакт с обследуемым. Осн. задачи этапа: 1) анализ ситуации О.; 2) включение обследуемого в диалог; 3) создание психологически комфортной атмосферы О. Результат: предварительные суждения о психол. складе обследуемого, его эмоциональном состоянии, роли, к-рую он отводит себе как участник интеракции; выбор экспертом стратегии и тактики коммуникации, адекватных ситуации; коррекция плана беседы; установление доверительного контакта с обследуемым. 3. Сбор данных о подэкспертном. Темы и вопросы беседы на этом этапе в опр. степени (с учетом возраста и процессуального положения подэкспертных, вида экспертизы) универсальны, поэтому такая информация может быть получена с помощью стандартизированного интервью. 4. Беседа по юридически значимой ситуации. Наиболее сложный этап экспертной беседы. Содержание выстраивается в зависимости от направленности экспертизы, и корректируется с учетом реакций подэкспертного. Важной задачей здесь является поддержание доверительного контакта. 5. Завершение беседы. На этом этапе эксперту целесообразно подчеркнуть доброжелательное и уважительное отношение к собеседнику, поблагодарить его за сотрудничество, обозначить план дальнейшего взаимодействия. Цель этапа - поддержание доброжелательной атмосферы О. В процессе ведения беседы исследователю необходимо максимально точно фиксировать высказывания подэкспертного, а также сопутствующие им невербальные проявления. Лит.: Енгалычев В. Ф., Шипшин С. С. Судебно-психологическая экспертиза. Методическое руководство для следователей и экспертов. Калуга-Обнинск-М., 1997; Ситковская О. Д., Конышева Л. П., Коченов М. М. Новые направления судебно-психологической экспертизы: руководство. М., 2000; Холопова Е. Н. Судебно-психологическая экспертиза: теоретические, правовые и организационные основы: монография. Калининград, 2005; Юнда А. В. Психологические особенности профессиональной коммуникации судебного психолога-эксперта. Дис. … канд. психол. наук. Ярославль 2008. В. Ф. Енгалычев Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|