Поза

- опр. положение и сочетание частей тела человека: головы, плеч, туловища, рук, ног. Разложение П. на отдельные элементы приводит к потере ее целостности и, следовательно, к исчезновению самого феномена. П. оформляет экспрессивный репертуар человека. Как и все элементы экспрессивной структуры человека, так и диапазон его П. свидетельствует об уровне его личностного развития, о его групповой и культурной принадлежности. П. подчеркивают свой и чужой социальный и социально-психол. статус («он принял позу победителя», «он сидел в позе провинившегося ребенка», «поза высокомерного человека» и т. д.). Поза «сделай себя меньше» (втянуть голову, приподнять плечи, согнуть колени, опустить глаза, стать неподвижным) применяется для того, чтобы избежать невербальной и вербальной агрессии со стороны партнера. Постоянные позы человека свидетельствуют об его устойчивых личностных особенностях, напр., манера сидеть на краешке стула, чуть подавшись вперед, формируется у тех людей, к-рые отличаются неуверенностью, нерешительностью. П. несут информацию о состояниях, отношениях, чертах характера человека: аристократическая, величавая, воинственная, выжидательная, вызывающая, гордая, грозная, демонстративная, жалостливая, задумчивая, заискивающая; наполеоновская; почтительная, презрительная, робкая, самодовольная, унизительная поза и т. д. Для правильного понимания П. необходимо знать не только культурные традиции, возрастные ограничения, но и половые различия в использовании тех или иных поз, способы реагирования на собеседника мужчинами и женщинами. Однозначность понимания П. зависит от ее типичности, широты распространения. Большинство людей считают, что П. «туловище отклонено назад, голова поднята вверх, руки на уровне груди, положены одна на другую, ноги слегка расставлены» выражает высокомерие, самоуверенность, надменность, пренебрежение к партнеру. А П. «плечи подняты, руки отведены в сторону и согнуты в локтях, голова слегка повернута вбок» имеет для наблюдателей др. психол. смысл: растерянность, удивление, недоумение, непонимание. Позы людей, испытывающих эмоциональное напряжение, отличаются «жесткостью», неподвижностью, степенью наклона туловища вперед или назад. Во всем мире выглядит однообразно П. отдыха: «глубоко сесть на сидение стула, прикасаясь к спинке. Весь корпус или голова отклоняется назад» или паттерн приветствия: «опустить голову и наклонить корпус вперед, а затем распрямиться». Поклон тем ниже, чем большую почтительность хотят выразить. Позы человека влияют на др. элементы экспрессии. Напр., высокомерие, презрение люди выражают следующим образом: «пристально оглядеть человека сверху-вниз или снизу-вверх, голову отклонить в сторону от собеседника, туловище отбросить назад». Теснейшим образом связаны с П. движения ног и походка. Напр., человек может топтаться на одном месте, т. е. стоя на одном месте (поза) переносить тяжесть то на одну, то на др. ногу. Такие движения ног означают нерешительность. П. мольбы о прощении, унизительная поза сопровождается стоянием на коленях (ползать в ногах). Человек часто сидит, покачивая ногой, забрасывает ногу на ногу, что свидетельствует о демонстрации независимости. Свободная непринужденная П. сопровождается тем, что человек сидит, расставив ноги, поставив ступни далеко друг от друга (нормами этикета такая поза запрещена женщинам). Сидеть, скрестив ноги, полагается скромному человеку. В русском языке есть такое выражение «шаркнуть ножкой». В старые времена такое движение ног сопровождалось поклоном и свидетельствовало о выражении почтения. Сегодня «шаркнуть ножкой» - это проявить в шутливой форме услужливость. П. и походка придают осанку человеку. «Походка - лицо тела», - сказал Бальзак. Ему принадлежит один из первых трактатов, посвященных психологии походки человека, «Теория походки». Для получения информации о личности на основе внеш. рисунка П. ее необходимо рассматривать в следующих координатах: 1) естественная-искусственная; 2) статичная-динамичная; 3) напряженная-расслабленная; 4) энергичная-пассивная; 5) психологически однозначная-многозначная; 6) уродливая-прекрасная; 7) типичнаяиндивидуальная и т. д. На основе объективных характеристик П. получаем информацию об этапах О. (П. вступления и выхода из контакта), о видах отношений и взаимоотношений (симпатии-антипатии; подчинения-доминирования; включенности-отчужденности), о психофизиол. состояниях (напряженное-расслабленное, активное-пассивное), о степени взаимопонимания на основе критерия соответствия П. партнеров в О. (синхронные-несинхронные позы); о степени психол. близости, опираясь на такой показатель, как направленность П. (лицом к лицу, спина к спине); о мере искренности и открытости личности судим по такому показателю, как соответствие П. др. элементам экспрессии (гармоничная - дисгармоничная поза). Лит.: Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982; Leathers D. Successful Nonverbal Communication: Principles and Applications. University of Georgia, 1997; The new handbook of Methods in Nonverbal Behavior Research / Ed. by Jinni A. Harrigan, Robert Rosenthal, Klaus R. Scherer. Oxford, 2005. В. А. Лабунская

Просмотров: 1652
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • АНДРАЛЯ ПОЗА
  • Безопасные условия для человека
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
  • ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
  • ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • ДЛИНА ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА
  • Европейская конвенция по правам человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод)
  • Закрытая поза
  • Исследование экспрессии человека в общении: социально-психологическая концепция В. А. Лабунской
  • Локк:права и свободы человека в естественном и гражданском состояниях
  • Открытая поза
  • Поза
  • Поза
  • ПОЗА
  • ПОЗА
  • ПОЗА
  • Поза «манекена»
  • Поза просителя
  • Поза Ромберга
  • ПОЗА РОМБЕРГА
  • Поза эмбриональная
  • ПОЗА ЭМБРИОНАЛЬНАЯ
  • Правовой статус человека, гражданина и личности -
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Телосложениеобщая характеристика формы и пропорция тела человека.
  • УЧЕТ ОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ВЕЩЕСТВ
  • Эксплуатация человека человеком
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь