Поощрение и наказание

методы влияния на партнера по О., направленные, прежде всего, на стимулирование и коррекцию его поведения. Наиболее часто применяются в управлении персоналом и педагогике. Поощрения (П.) условно разделяют на материальные (денежные вознаграждения, подарки, привилегии и удовольствия) и психол. (похвала, признание заслуг). Действенность П., особенно материальных, была поставлена под сомнение когнитивными психологами, описавшими «эффект сверхоправдания» - изменение мотивации людей с внутр. на внешнюю при получении ими материальных вознаграждений за то, что они и так с удовольствием делают: «Я делаю это не потому, что мне нравится, а потому, что мне платят». Чтобы избежать негативных последствий при использовании П., рекомендуют не предлагать его заранее и тогда, когда внутр. и внеш. мотивация достаточна. Культивировать удовольствие от внутренне непривлекательных заданий можно, если желаемое поведение, вызванное внеш. побудителем, приписать к внутр. причинам, напр., личностным свойствам. Наказания (Н.) также разделяют на физич. (телесные, материальные, лишение привилегий, привычных удовольствий) и психол. (лишение признания и любви). Исследования показывают необходимость санкций как в рабочем коллективе (доверие в организации возможно только при наличии социального контроля), так и во взаимодействии родителей и детей (отсутствие наказаний (мягких) для детей со сложным темпераментом приводит к их последующей дезадаптации; большая часть пациентов неврологических клиник вышли из семей, предпочитающих вседозволенность). Выделено множество факторов эффективности Н. в пед. практике: характеристики ребенка (его пол, возраст, настроение, темперамент, понимание требований родителя и желание следовать им); ситуации (соответствие характеру проступка, социально-экономический статус семьи, принадлежность к опр. культуре) и родителя (его пол, авторитетность для ребенка при наличии доверительных отношений, преследуемые цели - вымещение или обучение, способность ясно и непротиворечиво формулировать свой посыл, в соответствии с уровнем когнитивного развития ребенка). Неэффективны жестокие и импульсивные наказания, наказания при полном отсутствии поощрений. Лит.: Grusec J. E. and Goodnow J. J. (1994). Impact of parental discipline methods on the child’s internalization of values. Developmental Psychology, 30. Т. В. Казанцева

Просмотров: 1445
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • Амбивалентность поведения ребенка
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Воспроизводство культуры в ходе пси хического развития ребенка
  • ДОМ РЕБЕНКА
  • ДОМА РЕБЕНКА
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте. Л. Н. Галигузова
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • Диагностика субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) Н. Я. Семаго
  • Дневник развития ребенка
  • Достаточно хорошая мать в создании среды развития ребенка
  • Зона ближайшего развития ребенка
  • ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМЫ ГОЛОВКИ РЕБЕНКА ВО ВРЕМЯ РОДОВ
  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
  • ЛЮБВИ, ЛИШЕНИЕ
  • Личностнопсихологические проблемы родителей, решаемые за счет ребенка
  • МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПООЩРЕНИЯ
  • НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНОМАЛЬНОГО РЕБЕНКА
  • ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ несовершеннолетних
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ МАТЕРИ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА
  • СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ МАТЕРИ ПРИ РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА
  • Стадии развития поведения ребенка
  • УГОЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ несовершеннолетних от отбывания наказания
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ
  • ЭГО-СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА (CHILD EGO-STATE)
  • дом ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь