ПЕТРОВСКИЙ Артур Владимирович

(1924-2006) - российский психолог, философ, педагог. Спец. в обл. истории психологии, социальной психологии, психологии личности, психологии развития, теорет. психологии. Авт. концепции деятельностного опосредования межличностных отношений; концепции лидерства; трехфазной концепции развития личности; концепции полит. истории психологии; трехфакторной модели «значимого другого»; матричного представления категориальной системы психологии. Докт. психол. наук (1966), проф. (1967), чл.-кор. АПН СССР (1968). Акад.-секр. Отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР (1968-1976). Действ. чл. АПН СССР (1971). В 1972-1973 гг. - чл. Межд. комиссии ЮНЕСКО. Вице-президент АПН СССР (1976-1979). В декабре 1991 г. назначен президентом-организатором Рос. академии образования (РАО). Избран действ. чл. РАО (1992) и Президентом РАО (1992-1997). Чл. коллегии Мин-ва общего и профессионального образования РФ и чл. Президиума ВАК РФ (1992-1998). Иностр. чл. АН Украины (1996). В 1997-1999 гг. - акад.-секр. Отделения психологии и возрастной физиологии РАО. С 1999 г. - консультант ректората УРАО. Засл. деятель науки РФ (1994). Награжден рядом отеч. и зарубеж. орденов и медалей, в т. ч. орденом «Знак Почета» (1983); орденом В. О. В. и медалями. В 1997 г. был удостоен премии Правительства РФ (совместно с М. Г. Ярошевским) за научнопрактическую разработку «Четырехуровневой системы психологического образования в высших учебных заведениях». В 1999 г. указом Президента РФ награжден «Орденом почета». Участник В. О. В. После 9-го класса школы в 1941 г. ушел добровольцем в действующую армию. В 1947 г. окончил ф-т Моск. гор. пед. ин-та им. В. П. Потемкина (МГПИ). Окончив аспирантуру каф. психологии МГПИ, в 1950 г. защитил канд. дис.: «Психологические воззрения А. Н. Радищева». Профессиональную деятельность начал преподавателем каф. психологии Вологодского пед. ин-та (1950-1952). С 1952 г. - ассистент, затем доц. каф. психологии МГПИ им. Потемкина. В 1956-1957 гг. был командирован в КНР, где читал лекции преподавателям пед. вузов Китая. В 1960 г. (после слияния МГПИ им. В. П. Потемкина и Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина) - доцент каф. психологии МГПИ им. В. И. Ленина. В этот период выходит его первый учебник «Психология» (М., 1956, 1957, 1958), написанный совместно с Г. А. Фортунатовым. В 1965 г. защитил докт. дис. на тему: «Пути формирования основ советской психологии». Результаты исследований были опубл. в монографии «История советской психологии: формирование основ психологической науки» (1967). С 1966 по 1971 гг. заведует каф. психологии МГПИ им. Ленина, под его редакцией выходит 1-е изд. учебника «Общая психология» для пед. вузов (1970, 1976, 1977, 1986) и следом учебник: «Возрастная и педагогическая психология» (1973, 1980). С 1968 г. работает в системе АПН СССР. С 1978 по 1987 г. заведует каф. педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе ФПК МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1989 г. А. В. Петровский - один из руководителей ВНИК «Школа», где разрабатывались принципы и основания реформирования системы образования в СССР, опубл. в коллективной монографии «Новое педагогическое мышление» (1989). Наряду с организационной и пед. работой постоянно вел активную науч.-исслед. деятельность. В 1972 г. организовал и возглавил лабораторию психологии личности (с 1999 лаборатория Теории и истории психологии) в НИИ ОиПП АПН РСФСР (ныне ПИ РАО), где под его рук. исследовались проблем психологии личности и социальной психологии. В обл. социальной психологии Петровский сформулировал концепцию деятельностного опосредствования межличностных отношений (первоначальное название - стратометрическая концепция), позволяющую дифференцировать группы по уровню развития и исследовать структуру внутригрупповых связей, что позволило впоследствии отказаться от традиционного понимания группы как совокупности эмоциональных связей. В рамках предложенной им концепции был введен в науч. оборот ряд эксперим. методик, позволяющих, к примеру, отличать поведение конформное и нонконформное от самоопределения личности в группе (1979). Дифференциация групп дала возможность сформулировать новую концепцию лидерства, была также обоснована трехфазная концепция развития личности, выявившая закономерность смены этапов ее адаптации, индивидуализации и интеграции при вхождении в новую группу или при изменении статуса в прежней. На этой основе была предложена возрастная периодизация (Психология развивающейся личности / ред. и соавт., 1987). В теории межличностных отношений, опираясь на концепцию «отраженной субъектности» В. А. Петровского, предложил трехфакторную модель «значимого другого», где в кач. факторов, определяющих для субъекта значимость др. человека, выступают властные полномочия (зависимость-независимость), аттракция (привлекательность) и референтность (авторитетность). Сложные соотношения и количественные изменения этих факторов образуют «отраженную субъектность» значимого другого (1996). В конце 1990-х гг. разрабатывал особую область историко-психол. исследования - полит. историю психологии, с 1996 г. совместно с М. Г. Ярошевским и В. А. Петровским начал разрабатывать проблемы теорет. психологии, предметом к-рой является рефлексия психол. науки. Ред. и автор осн. вузовских учебников по психологии, рекомендованных МО РФ, в т. ч.: Социальная психология, 1978; Введение в психологию, 1995, 1996; Психология (в соавт. с М. Г. Ярошевским, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003). Особое место в его творческой деятельности занимает подготовка словарно-справ. изданий. Ред. (совместно с М. Г. Ярошевским) ряда психол. словарей (1985, 1990, 1998). Разработал и осуществил проект издания Энциклопедического словаря «Психологический лексикон» в 6 т., является его гл. ред. (2005-2007). Осн. труды: Вопросы теории и истории психологии: Избр. тр., 1984; Личность. Деятельность Коллектив, 1982; Психологическая теория коллектива (в соавт.), 1979; История и теория психологии, в 2 т., 1996; Психология России. ХХ век, 2000; Основы теоретической психологии (в соавт.), 1998, 2000; Теоретическая психология (в соавт.), 2001. Л. А. Карпенко

Просмотров: 1148
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
  • Адаптация (в психологии развития)
  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • Активность (в психологии развития)
  • Возникновение психологии как науки
  • Детерминанты развития психологии
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • ИЗОЛЯЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
  • ИСТОРИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
  • История психологии
  • МЯСИЩЕВА ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ
  • Мясищева теория психологии отношений
  • Общение (в психологии развития)
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ
  • Предмет исследования организационной психологии
  • Социализация (в психологии развития)
  • ТЕОРИЯ ПОЛЯ (в психологии)
  • Факторы риска в психологии развития
  • Факторы социальной психологии
  • Философские проблемы психологии
  • Этические проблемы в психологии
  • концепция кумулятивно-факторной причины (в психологии)
  • концепция кумулятивной причины (в психологии)
  • принципы психологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь