|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева
ПЕТРОВСКАЯ Лариса Андреевна(1937-2006) - российский психолог, социолог и философ, спец. в обл. социальной психологии, психологии О., активных методов обучения. Докт. психол. наук (1986), проф. (1990). Засл. проф. МГУ (2000). Чл.-кор. РАО (1995). Лауреат Ломоносовской премии МГУ за пед. работу (2006). В 1960 закончила филос. ф-т МГУ. Работала преподавателем философии в Новосибирской консерватории и в Киевском политехническом инте. Училась в аспирантуре филос. ф-та МГУ, где под рук. Г. М. Андреевой защитила канд. дис. по проблематике межд. конфликта (1968). После окончания аспирантуры работала на каф. методики конкретных социальных исследований филос. ф-та МГУ. С момента основания каф. социальной психологии ф-та психологии МГУ (1972) работала там до конца своей жизни. В 1985 г. защитила докт. дис.: «Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга». К обл. ее науч. интересов относилась психологии межличностного О. (повседневного, педагогического, семейного), к-рая рассматривалась с гуманистических позиций как О.-диалог. Исследовались механизмы личностного саморазвития, преодоления одиночества, развития компетентности в О. Особое место в поле этих исследований занимала проблема обратной связи в межличностном О. Л. А. Петровская была родоначальницей традиции изучения межличностной обратной связи в отеч. социальной психологии. Науч. интересы Петровской также были связаны с разработкой социально-психол. тренингов как методов развития компетентного О. и коррекции психол. трудностей. Она была инициатором развития этой обл. отеч. психологии как отдельного направления совр. практической психологии (с сер. 1970-х). Стояла у истоков создания теории и практики социально-психол. тренингов, была одним из ведущих спец. в обл. интерактивных методов обучения, групповой дискуссии, создателем программ перцептивно-ориентированного социально-психол. тренинга. Авт. первой книги о тренинге в нашей стране, а также ряда принципиальных работ, посвященных анализу теорет. ориентаций социальной психологии (бихевиоральной, психоаналитической, гуманистической), анализу конфликта во взаимодействии, обратной связи в межличностном О., групповой дискуссии как метода воздействия в практической социальной психологии. Как психолог-консультант развивала идеи самокоррекции и самопомощи. В своей препод. работе реализовывала принцип «оборачивания на себя» социально-психол. знаний, рассматриваемый как условие их присвоения и единственный путь их настоящего осмысления. Результатом ее активной научно-педагогической деятельности была работа с аспирантами (подготовила 36 канд. психол. наук), а также участие в выпуске серии книг и учебных пособий, в к-рых была соавтором: Современная социальная психология на Западе (теоретические направления), 1978; Межличностное восприятие в группе, 1981; Общение и деятельность, 1984; Диагностика и развитие компетентности в общении, 1990 ; Зарубежная социальная психология XX столетия: теоретические подходы, 2001; Социальная психология в современном мире, 2002; и др.; соредактором (Современная зарубежная социальная психология: тексты, 1984; Введение в практическую социальную психологию, 1994, 1999; Зарубежная социальная психология XX столетия: теоретические подходы, 2001). Осн. труды: Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга, 1982; Компетентность в общении. Социальнопсихологический тренинг, 1989; Общение-Компетентность-Тренинг: Избр. тр., 2007. О. В. Соловьева Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|