Перцепция социальная

(лат. perceptio - восприятие и socialis - общественный) - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (др. людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. п.). Термин П. с., ввел американский психолог Дж. Брунер (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т. д. Позже под П. с. стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но и т. наз. социальных объектов (др. людей, групп, классов, народностей и т. д.), социальных ситуаций и т. п. Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов. Во-первых, социальный объект (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представления о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта П. с. сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в т. ч. причинных. В-третьих, восприятие социальных объектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными) компонентами, большей зависимостью от мотивационносмысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. В этой связи термин «перцепция» приобретает в социальной психологии расширительное толкование, что отличает его от сходного термина в общей психологии. В структуре любого перцептивного акта выделяются субъект и объект восприятия, его процесс и результат. И если в общей психологии осн. акцент ставится на исследование процессов и механизмов порождения сенсорных образов, то в социальной психологии изучение П. с. началось с уточнения характеристик субъекта и объекта восприятия, а также роли П. с. в регуляции поведения и деятельности отдельного индивида и социальных групп. Первоначально (в 1950-х) выделялись 3 класса социальных объектов: др. человек, группа и социальная общность; в кач. субъекта восприятия выступал отдельный индивид. Позже (в 1970-х) появились исследования, где субъектом восприятия выступал не только индивид, но и группа. В зависимости от соотношения субъекта и объекта восприятия выделялись 3 относительно самост. класса процессов П.с: восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. В советской социальной психологии первые исследования в области П. с. были посвящены восприятию и оценке человека человеком (Бодалев, 1965). Введение в исследования П. с. принципа деятельности позволило представить социальную группу как субъект деятельности и на этом основании - как субъект восприятия (Г. М. Андреева, 1977). Было выделено 8 вариантов П.с: восприятие членами группы друг друга и членов др. группы, восприятие человеком себя, своей группы и «чужой» группы, восприятие группой своего члена и члена др. группы, восприятие группой др. группы (или групп). Тем самым в исследования П. с. вводится «групповой контекст» (принадлежность к своей или «чужой» группе), а также учитывается принцип зависимости межличностных отношений от деятельности группы. Это помогло развернуть исследования специфики перцептивных процессов в условиях совместной деятельности в группах разного уровня развития. К этим исследованиям относятся: формирование нормативов и эталонов П. с., структурная типология межличностного и межгруппового восприятия, восприятие статуса индивида в группе, точность и адекватность восприятия людьми друг друга, закономерности и эффекты межгруппового восприятия и т. д. (эффект первичности; эффект новизны, эффект ореола). Лит.: Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1998; Она же. Психология социального познания: Учеб. пособие. М., 1997; Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 1981. Г. М. Андреева

Просмотров: 1192
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • АДЕКВАТНОСТЬ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ
  • Адекватность ощущения и восприятия
  • Алгоритм развития аудиовизуального восприятия
  • ВОСПРИЯТИЕ (ПЕРЦЕПЦИЯ)
  • ВОСПРИЯТИЕ (УРОВЕНЬ ВОСПРИЯТИЯ)
  • ВОСПРИЯТИЕ (перцепция)
  • ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА
  • ВОСПРИЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ (ВОСПРИЯТИЕ СЕЛЕКТИВНОЕ)
  • ВОСПРИЯТИЕ МЕЖГРУППОВОЕ
  • ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ
  • ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЕ (ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ)
  • ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
  • ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
  • ВОСПРИЯТИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ НЕАДЕКВАТНОСТЬ
  • Восприятие (перцепция)
  • Восприятие межгрупповое
  • Восприятие межличностное
  • Восприятие межличностное
  • Восприятие межличностное
  • Восприятие межличностное
  • Диагностика межличностного восприятия в добрачной паре. М. А. Абалакина
  • КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • Межличностное восприятие
  • Методика исследования восприятия лидерства в детских группах. Е. М. Дубовская
  • ОНТОГЕНЕЗ ПРОЦЕССОВ ВОСПРИЯТИЯ
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • ПЕРЦЕПЦИЯ, ВОСПРИЯТИЕ
  • Перцепция (восприятие)
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Субъект восприятия



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь