|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева
КонфликтКонфликты с участием человека разделяют на 2 типа: социальные и внутриличностные. К. социальный - чаще деструктивный способ развития и разрешения значимых противоречий в социальном взаимодействии. К. внутриличностный - выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой подструктур внутреннего мира личности, отражающее ее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. Кроме К. противоречия в межличностном взаимодействии могут разрешаться путем сотрудничества, компромисса, избегания и уступки. Сотрудничество заключается в совместном решении оппонентами возникшей проблемы, к-рую они видят как общую. Проблема решается так, как выгодно обоим оппонентам. Компромисс представляет собою решение проблемы путем взаимных, частичных уступок оппонентов обычно в том, что они не считают главным для себя в данной ситуации. Избегание состоит в том, что оппоненты уклоняются от активных действий по решению проблемы, но она может быть разрешена естеств. образом, самою жизнью. Уступка заключается в жертве одним оппонентом своими интересами в пользу другого. Динамика К. включает 3 периода: развитие доконфликтной ситуации, собственно К., развитие послеконфликтной ситуации. Развитие доконфликтной ситуации состоит из 4-х этапов: возникновение объективной проблемной ситуации, ее осознание оппонентами, попытки решить проблему неконфликтными способами, возникновение предконфликтной ситуации. Собственно К. включает так же 4 этапа: инцидент, эскалация противодействия, сбалансированное противодействие, завершение К. К основным социально-психол. причинам К. относят потери и искажение информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие людей, конкурентный характер взаимодействия, нанесение заметного материального или морального ущерба партнеру, психол. несовместимость, внутригрупповой фаворитизм, нарушение баланса взаимных услуг и др. Основными личностными причинами К. являются: оценка поведения партнера по взаимодействию как недопустимого, плохо развитая способность к эмпатии, недостаточная конфликтоустойчивость, завышенный уровень притязаний, выраженный эгоизм, акцентуации характера, вредные привычки, завышенная самооценка, низкий уровень социально-психол. компетентности и др. Выделяют продуктивный и конструктивный К. Существует также понятие деструктивного К., ведущего к рассогласованию позиций взаимодействующих субъектов, к расшатыванию сложившихся отношений. К. является важным «двигателем» отношений между людьми; он может способствовать развитию дополнительных стимулов к контактам, индивидуальной и групповой активности. Лит.: Анцупов А. Я., Малышев А. А. Введение в конфликтологию. Киев, 1996; Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996; Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000. А. Я. Анцупов Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|