Группа: общение и влияние

Влияние (В.) имеет место в коактивных и интерактивных малых группах. В коактивных группах изучается В. присутствия др. людей на продуктивность внеш. предметной и внутр. психич. деятельности индивида, а также на его эмоциональноволевую сферу. Основными эффектами такого влияния являются социальная фасилитация и ингибиция. В интерактивных группах В. возникает в процессе внутригруппового О., а крупными аспектами его изучения выступает В. большинства на меньшинство, В. меньшинства на большинство, В. власти. В настоящее время накоплен большой массив разных, иногда противоречивых фактов, так что трудно однозначно обозначить специфику влияния меньшинства и большинства. Поэтому во внимание принимаются разл. промежуточные переменные. Факторы В. большинства: а) характеристики большинства (единство мнений, восприятие большинства как единого целого, статус и численный состав большинства); б) социально-демографические (пол, возраст, статус) и индивидуально-психол. (неуверенность, тревожность, зависимость и др.) характеристики представителей меньшинства; в) мотивация членства в группе (позитивная) и уровень ее привлекательности (групповая аттракция) для представителей меньшинства; г) ситуационные переменные (неоднозначность ситуации, несоответствие между индивидуальной и групповой нормой). Факторы В. меньшинства: а) категоризация большинством меньшинства как находящегося внутри, а не вне группы; б) стиль поведения меньшинства (устойчивость и последовательность в выражении своей позиции, гибкий стиль ведения переговоров, единство мнений и сплоченность); в) использование меньшинством убедительных аргументов; г) отсутствие «нормативных фильтров», используемых большинством для интерпретации позиции и поведения меньшинства; д) соответствие идей меньшинства основополагающим нормам и ценностям, духу времени; е) взаимодействие меньшинства и большинства в приватных, а не публичных условиях; ж) наличие у меньшинства опыта сопротивления позиции большинства; з) присоединение к меньшинству сторонников из числа большинства. Важный вопрос заключается в том, кого рассматривать в кач. большинства и меньшинства. В экспериментальных исследованиях обычно выступают искусственно созданные множества лиц, к-рые действуют по инструкции в лабораторных условиях. Лит.: Тернер Д. Социальное влияние. СПб., 2003; Сидоренков А. В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ. Ростов-н/Д, 2003. А. В. Сидоренков

Просмотров: 1107
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • БОЛЬШИНСТВА ПРИНЦИП
  • БОЛЬШИНСТВА ЭФФЕКТ
  • В ТЕНИ МОЛЧАЛИВОГО БОЛЬШИНСТВА, ИЛИ КОНЕЦ СОЦИАЛЬНОГО
  • В ТЕНИ МОЛЧАЛИВОГО БОЛЬШИНСТВА, ИЛИ КОНЕЦ СОЦИАЛЬНОГО
  • ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
  • Влияние власти и закона
  • Влияние индивидуально-специфическое
  • Внутригрупповое общение: влияние
  • Группа меньшинства
  • ЗАКРЫТИЕ ПОЗИЦИИ
  • Методика «Q-сортировка». Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе
  • Методика исследования восприятия лидерства в детских группах. Е. М. Дубовская
  • Методика исследования нормативных предпочтений в группе. О. И. Комисарова
  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА
  • ОТКРЫТИЕ ПОЗИЦИИ
  • Общение в экстремальных условиях деятельности
  • ПОЗИЦИИ
  • Переменные в исследованиях
  • СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
  • СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ
  • СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ
  • Социально-психологический статус
  • Социальное влияние
  • Социальное влияние
  • Социальное влияние
  • Супружеское консультирование в группах
  • Терапия в малых группах
  • Терапия в однородных группах
  • ФЕНОМЕНЫ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
  • Этнические меньшинства



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь