Дискурс виртуальный

существует только в О., опосредствованном СМИ. Д. в. может рассматриваться как сложное коммуникативное событие, включающее опр. последовательность коммуникативных актов (что и есть по сути дискурс по определению Т. А. ван Дейка), реализующихся по след. сценарию (модели, схеме): вопросы к эфиру, вопросы в эфир, комментарии после эфира. В формировании данного дискурса участвуют 2 осн. группы. 1-я включает представителей СМИ - ведущие телевизионного и радиоэфира, интернет-координатор проекта (передачи), модератор, а также приглашенные в эфир эксперты или лица, обладающие статусом. 2-я группа - телевизионная и радиоаудитория, к-рая образует сетевое сообщество при данной теле- или радиопередаче, представленное разнородной в возрастном, социальном, гендерном и др. аспектах группой незнакомых друг с другом людей, временно объединенных интересом к обсуждаемой проблеме. Каждый этап данного дискурса различается с т. зр. коммуникативных целей участников речевого взаимодействия, их роли в коммуникативном акте, адресованности речи, интенсивности дискурса. 1-й этап задает тему предстоящего эфира, приглашает аудиторию к выдвижению своих вопросов. Адресатом данных сообщений являются представители СМИ, готовящие передачу. При этом в сообщениях часто содержатся не вопросы, а оценочные суждения, дополнения, примеры, иллюстрирующие ее, предлагаются способы решения проблемы и выхода из ситуации. На след. этапе (вопросы в эфир) большая часть сообщений аудитории представлена именно запросом информации (вопросы), адресатом к-рых являются лица, приглашенные в эфир, большинство сообщений содержит этикетные формы О. (приветствия, благодарность и т. д.). Дискурс реализуется в синхронном режиме, ведущие отбирают те вопросы, к-рые на их взгляд, более «вписываются» в речевое взаимодействие с приглашенными персонами и цитируют, озвучивают их. На этапе комментариев веб-аудитория общается в рамках своего сообщества. Референтная ситуация обсуждается на новом уровне, на базе информации, полученной во время эфира. Д. в. приобретает характеристику интердискурсивности - тесной взаимосвязи с дискурсом, состоявшимся в студии. Данные обсуждения являются более эмоционально насыщенными и экспрессивными. Д. в. обладает особенностями, к-рые сближают его с блогами и дискуссиями в социальных сетях Интернет, хотя между ними наблюдаются различия. Схожие характеристики: Д. в., как и блоги, формируются вокруг опр. тем, к-рые являются актуальными и значимыми для участников, именно в связи с этим участники активны, мотивированы к О. желанием высказаться по обсуждаемой теме, при этом тексты сообщений обладают свойствами, типичными для Д. в. (эмоциональность, экспрессивность, диалогичность, оценочность, субъективность) и соответствующими лингвистическими характеристиками. Отличительные особенности Д. в.: он инициируется соответствующим СМИ, а не одним из пользователей Интернета; он «привязан» по времени к опр. теле- или радиоэфиру; он реализуется в пространстве веб-сайта СМИ; помимо дискуссий друг с другом, участники имеют возможность обратиться с вопросами к непосредственным участникам эфира, а также попытаться решить проблему, высказать мнение, к-рое может быть оказаться в эфире, т. е. выйти за пределы Интернета в эфир. Д. в. обладает опр. динамикой развития, сопоставимой с развитием сюжета художественного произведения: экспозиция - объявление о предстоящем эфире; завязка - вопросы к эфиру; развитие - эфир и вопросы в эфир; кульминация - комментарии после эфира; развязка - спад активности и прекращение обсуждения темы в комментариях к эфиру. Эфир является центральной точкой, целью данного коммуникативного события, а также выступает в кач. мотивации веб-участников и вовлекает их в виртуальное О., однако, с т. зр. активности сетевой аудитории, на время эфира приходится меньше всего сообщений, т. к. в это время аудитория в большей степени вовлечена в процесс восприятия информации. СМИ широко используют и др. способы вовлечения в виртуальное О. своей аудитории на основе общего форума веб-сайта СМИ, тематических форумов, форумов отдельных передач, онлайнконференций, на основе сетевых сообществ, создаваемых СМИ на своем сайте. Аудиторию приглашают участвовать в форумах, опросах, конкурсах, поздравляют зарегистрированных пользователей с днем рождения. Во всех случаях аудитория получает возможность высказать мнение, дать оценку передачам, программам, обсуждаемым проблемам, ведущим, задать вопрос. Содержание передаваемых сообщений может использоваться СМИ по-разному: для составления рейтингов передач, перспективного планирования, идентификации и изучения целевой аудитории, связей с общественностью, а также для проведения маркетинговых, социол., психол. и лингвистических исследований. При этом важен сам факт расширения и интенсификации интерактивности СМИ, постоянной модернизации и оптимизации таких способов О. с аудиторией, к-рые ее активизируют, что свидетельствует о том, что она не рассматривается исключительно как объект воздействия, а вовлекается в субъект-субъектные отношения. Лит.: Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М. 1989. В. А. Погосян

Просмотров: 928
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»
  • Аудитория СМИ: цикличность аудитории Интернета (русскоязычного)
  • Аудитория телевизионная: цикличность телевизионной аудитории
  • ВОПРОСЫ ДЕТСКИЕ
  • ВОПРОСЫ ДЕТСКИЕ
  • Вопросы
  • Вопросы детские
  • Вопросы о фактах
  • Вопросы об оценках
  • Вопросы развития (DEVELOPMENTAL QUESTIONS)
  • Дискурсивный анализ сообщений СМИ
  • Закрытые вопросы
  • Каверзные вопросы
  • Наводящие вопросы
  • Нейтральные вопросы
  • Основные вопросы
  • Открытые вопросы
  • Открытые вопросы
  • Поведенческая терапия: проблемы и вопросы
  • Прямой Эфир
  • Уточняющие вопросы
  • ЭФИР
  • ЭФИР
  • ЭФИР
  • ЭФИР
  • ЭФИР
  • ЭФИР
  • ЭФИР
  • Эфир
  • Эфир



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь