Дифференциальные эмоции как затрудняющий фактор общения

- различаются на основании комплексного критерия, охватывающего нервный субстрат эмоций, экспрессию и их субъективное качество (Изард, 1980), влияют на взаимодействие между людьми. Теория дифференциальных эмоций признает за эмоциями функцию детерминант поведения в широчайшем диапазоне: от насилия и неумышленного убийства до самопожертвования. Эмоции могут придавать смысл и значение человеческому О. Эмоциональное отношение к др. человеку является фактором, мотивирующим и управляющим взаимодействие между ними (выделены 3 оси эмоционально-ценностного отношения человека к человеку: симпатия-антипатия, уважение-неуважение, близость-отдаленность (Столин, 1983). Эмоции играют важную роль в подкреплении поведения, контроле за ним. Так, при эмоциональной реакции раскаяния человек не только признает факт совершения поступка, но и раскаивается в нем. При ужесточении - человек признает факт совершения поступка и сознательно узаконивает свой выбор. При смятении признание факта поступка сопровождается внутр. колебаниями, неуверенностью в правильности сделанного. Контроль со стороны окружающих может быть осуществлен путем вызывания чувства стыда или вины. Внеш. контроль, будучи усвоенным, превращается в самоконтроль. Контроль, напр., с помощью страха превращается в самоконтроль с помощью постоянной оглядки на мнения других и избегания «наказания» в виде негативного о себе мнения. Эмоции влияют на восприятие, память, мышление и воображение человека, на все, что он делает, на то, как он обращается с другими. Так, честное и равноправное О. возможно там, где усмирены и дискредитированы амбиции, самодовольст во, злорадство и пр. (Добрович, 1987). Маурер (1969) считает, что эмоции играют решающую роль, изменяя поведение человека. Эмоции, сопровождающие неудачу в межличностных отношениях, существенно различаются в зависимости от причин ее объясняющих. Объяснение неудачи внеш. причинами вызывает такие чувства как удивление и недовольство. Объяснение неудачи недостаточностью прилагаемых усилий вызывает чувство стыда и вины. Неудача, объясняемая личностными качествами или недостатком способностей, ассоциируется с чувством некомпетентности и неполноценности (Weiner, Russel, German, 1978). Наиболее надежными чувствами, к-рые ассоциируются с одиночеством, называют: отчаяние, депрессию, невыносимую скуку, самоуничижение (Рубинстайн, Шейвер, 1989). Одинокие люди чувствуют себя покинутыми, оторванными, забытыми, обделенными, потерянными, ненужными (Садлдер, Джонсон, 1989). Страх, стыд, вина - одни из фундаментальных эмоций, возникшие в эволюционно-биологических процессах (Изард, 1980). Страх может служить предупреждающим сигналом и изменять направление мысли и поведение. Вызывает ли какое-то событие страх, зависит от того контекста, в к-ром оно происходит (Sroufe, 1974), от индивидуальных различий в темпераменте или предрасположенностях (Kagan, 1974; Charlesworth, 1984) и от опыта и возраста индивида (Jersild, Holmes, 1935; Bowlby, 1973). Ситуация (напр., неудача в О.) может стать источником страха: а) через формирование гипотез; б) через антиципацию; в) через прямое столкновение (Tomkins, 1963). Выражение лица часто используется в кач. индикатора страха. Страх, в зависимости от своей интенсивности, переживается как предчувствие, неуверенность, полная незащищенность. Сильный страх способствует поведению избегания. Др. типы поведения, связанные со страхом, являются взаимодействием страха с иными эмоциями. Так профиль эмоций для ситуации страха: выражены эмоции страдания, интереса, удивления. Стыд играет большую роль в человеческих отношениях, но он менее изучен, чем страх. Физич. выражение стыда описывается относительно легко: человек отводит взгляд, отворачивает лицо в сторону, обычно опускает голову. Категория стыда относится к оценке собственного действия индивида, к-рый способен предположить, какова будет реакция других и представить себе как вообще могут быть оценены ими подобные действия (Дробницкий, 1977). При стыде все сознание человека заполняется им самим, возникает ощущение поражения, унижения, преступности, отчужденности. Стыд сопровождается неспособностью мыслить логично, а нередко - ощущением неудачи, поражения (Изард, 1980). Для состояния стыда характерны: а) мысли: о провале, разочаровании, обвинении себя, о причинах поведения, о том, как извиниться, об изолированности, одиночестве, отверженности; б) действия: извинения, обещания больше не повторять сделанного, стремление находиться в одиночестве, избегать окружающих, рацио нализация, попытки найти причину, наказание самого себя. Стыд делает человека сенситивным к чувствам и оценкам окружающих и тем самым способствует сближению людей. В то же время, победа над стыдом важна для чувства личной идентичности и свободы. Готовность подвергнуться стыду выступает как нейтрализующая сила по отношению к склонности людей манипулировать друг другом (Gynd, 1961). Стыд, наиболее вероятно, будет наблюдаться в контексте эмоциональных или значимых отношений. Когда стыд возникает, он временно разрушает или сильно затрудняет социальное О. и межличностный контакт. Стыд используется для развития и поддержания конформности по отношению к групповым нормам. Стыд способствует общительности, действуя как ограничитель эгоцентризма и эгоизма. В то же время конформность и чувство принадлежности к группе увеличивают уверенность в себе и безопасность и делают человека менее уязвимым для стыда (Изард, 1980). Существуют след. психол. условия для развития вины: а) принятие моральных ценностей; б) усвоение чувства моральной обязанности и верности этим ценностям; в) достаточная способность к самокритике для восприятия противоречий между реальным поведением и принятыми ценностями. Вина возникает при «неправильном» поведении. Поведение, к-рое вызывает вину, нарушает моральный, этический или религ. кодексы. Вина связана с осуждением своего поступка самим индивидом независимо от того, как к этому поступку отнеслись или могут отнестись окружающие. Вина включает такие реакции как раскаяние, осуждение самого себя или понижение самооценки. Вина возникает в ситуациях, в к-рых человек чувствует личную ответственность. Вина, обычно, влияет в течение значительно большего времени, чем стыд, на экспрессивность субъекта и его манеру вести себя. Для многих людей ситуация вины часто сопровождается страхом, страданием. Предвосхищение вины и ее избегание усиливает чувство личной ответственности и дополняет стыд в воспитании социальной ответственности. Катц и Зиглер (1967) заключили, что развитие вины у индивида положительно коррелирует с развитием способности делать тонкие когнитивные суждения и с развитием зрелости. Различают переживание вины как: а) враждебную вину (результат своего чувства враждебности и за счет актов агрессии); б) моральную вину. Эмпирическое изучение влияния на О. мыслей, образов, возникающих при страхе неудачи, чувстве вины, стыда, обиды, показало, что это влияние опосредствовано дополнительным фактором - для поведения важно как человек внутренне справляется с возникшей эмоцией (как он ее переживает, пережил). Переживание эмоций - это внутр. деятельность, внутр. работа, с помощью к-рой человеку удается восстановить утраченное душевное равновесие, справиться с критической ситуацией. Лит.: Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984; Изард К. Эмоции человека. М., 1980; Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983; Творогова Н. Д. Общение: диагностика и управление. М., 2002. Н. Д. Творогова

Просмотров: 1434
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «ДЛЯ СЕБЯ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Автор как переводчик себя
  • Безопасные условия для человека
  • Вина (чувство вины)
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • ДЛЯ СЕБЯ
  • ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ, ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  • КЛАСС «В СЕБЕ» И КЛАСС «ДЛЯ СЕБЯ»
  • КЛАСС В СЕБЕ И КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • КЛАСС В СЕБЕ и КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Поведение как эксперимент
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Расстройство эмоций, специфическое для детского и подросткового возраста
  • Расстройство эмоций, специфическое для детского и подросткового возраста, сопровождающееся тревогой и страхом
  • РАССТРОЙСТВО ЭМОЦИЙ, СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, СОПРОВОЖДАЮЩЕЕСЯ ТРЕВОГОЙ И СТРАХОМ (МКБ 313.0)
  • Речь эгоцентрическая, или «речь для себя»
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Суицидальное поведение как способ манипуляции
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • Человек как ученый
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь