Агрессия

(от лат. aggredior - наступать, aggressio - на- падение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физич. ущерб людям или вызывающее у них психол. дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.). Выделяются след. виды А.: 1) физич. А. (нападение) использование физич. силы против др. лица или объекта; 2) вербальная А. - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань); 3) прямая А. - непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта; 4) косвенная А. - действия, к-рые окольным путем направлены на др. лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу и т. п.); 5) инструментальная А., являющаяся средством достижения какой-либо цели; 6) враждебная А. выражается в действиях, целью к-рых является причинение вреда объекту А.; 7) аутоагрессия, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства. Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на разл. неблагоприятные в физич. и психич. отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Психологически агрессивное поведение выступает одним из осн. способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением. Агрессивные действия выступают в кач.: 1) средства достижения какой-либо значимой цели; 2) способа психол. разрядки; 3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. Осн. теорет. объяснения А. могут быть обозначены как: а) биологические (этологический подход - К. Лоренц, Й. Эйбль-Эйбльсфельд, социобиологический подход - М. Дейли, М. Уилсон и генетика поведения) и б) психологические (психоанализ, фрустрационная теория - Д. Доллард, когнитивный неоассоцианизм - Л. Берковиц, модель переноса возбуждения - Д. Зилманн, теория научения - А. Басс, А. Бандура, социально-когнитивный подход - К. Додж, модель социального взаимодействия Дж. Тедеши, Р. Фелсон). Этологи считают, что агрессивное поведение имеет внутр. источник и зависит от количества накопленной в организме агрессивной энергии и силы внеш. раздражителя (вид или запах конкурента). Для того чтобы не произошла неконтролируемая агрессивная реакция, необходимо, чтобы агрессивная энергия постоянно разряжалась (наблюдения за жестоким действиями, разрушение неодушевленных предметов, участие в спорт. состязаниях и т. п.). Социобиология применяет логику эволюционного подхода для объяснения социального поведения. Поведение человека и животных адаптивно в той степени, в какой повышает шансы на выживание и вида в целом, и его отдельных представителей. Агрессивное поведение, направленное на сопротивление нападающим или соперникам в выборе партнера рассматривается как адаптивное, т. к. увеличивает репродуктивную успешность. Концепция ортодоксальных психоаналитиков сходна с взглядами этологов. «Гидравлическая» модель мотивации этологов и психоаналитиков часто используется для объяснения механизмов блокирования А., в частности, смещения А., выражающегося в том, что А. направляется не на вызвавшие ее объекты (А. против них не может быть успешной в силу разл. причин), а на объекты, успешная реализация агрессивных действий против к-рых обладает высокой вероятностью. Все теории инстинктивной природы агрессии исходят из наличия в организме готового репертуара реакций, имеющих опр. цель и стремящихся к проявлению вовне. Особый упор делается на внутр. «запрограмированность» агрессивных реакции, жесткую и малопластичную, не зависящую от внеш. факторов, для к-рых характерна значит. изменчивость. Результаты многих исследований показывают, что среда и социальная ситуация оказывают большое влияние на агрессивное поведение. Фрустрационная концепция объясняет возникновение А. состоянием, при к-ром целенаправленные побуждения человека сталкиваются с помехами (препятствием). Когнитивный неоассоцианизм рассматривает А. как потенциально возможное поведение, активизирующееся или подавляемое эмоциональным переживанием, вызванным неблагоприятным событием. Модель переноса возбуждения рассматривает сочетание физиол. возбуждения и когнитивной оценки (интерпретации) этого состояния как пусковой механизм и регулятор агрессивного поведения. Теория научения акцентирует свое внимание на том, что агрессивное поведение приобретается человеком, как и большинство др. форм социального поведения, посредством процессов научения. Обучение происходит либо по принципу инструментальной обусловленности - через подкрепление и наказание, либо через наблюдение за моделями. Социально-когнитивный подход изучает индивидуальные различия в агрессивном поведении как функцию различий: а) в когнитивных схемах, управляющих проявлением А. и б) в способах обработки социальной информации. Модель социального взаимодействия рассматривает инструментальную функцию агрессивных действий, совершаемых ради достижения: а) контроля над поведением др. людей, б) восстановлением справедливости и в) защите своей репутации. А. может стать как причиной разрыва процесса О. между его субъектами, так и следствием неэффективного О. между ними. Лит.: Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001; Бэрон Р., Ридчардсон Д. Агрессия. СПб., 1998; Лоренц К. Агрессия. М., 1994; Bandura A. Aggression: A social learning analysis, 1973. С. Н. Ениколопов

Просмотров: 2005
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  • АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  • АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ
  • Агрессивное поведение
  • Агрессивное поведение
  • Агрессивное поведение
  • Агрессивное поведение
  • Агрессивное поведение животных
  • ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ
  • ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, асоциальное поведение
  • Девиантное поведение (отклоняющееся поведение)
  • Действия и поведение работников
  • НАСИЛИЕ (буквально делание чего-либо через силу, принуждение силой)
  • Настраивать кого-либо против кого-то
  • ПОВЕДЕНИЕ АГРЕССИВНОЕ
  • ПОВЕДЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ (ПОВЕДЕНИЕ НА ВЫБОРАХ, ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ)
  • ПОВЫШЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ В КАКОЙ-ЛИБО АНАТОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ (ОТСЕКЕ)
  • Поведение агрессивное
  • Поведение агрессивное
  • Поведение агрессивное
  • Развитие социального поведения людей
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Социально-когнитивный подход
  • Социального научения теория
  • Социального научения теория (SOCIAL LEARNING THEORY)
  • Теория социального научения
  • Теория социального научения
  • Теория социального научения
  • Теория социального научения
  • теория элементарного социального поведения (Г. Хоманс), (теория социального обмена Хоманса)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь