|
ВЫГОТСКИЙ Л. С.(1896-1934) - выдающийся советский психолог, основатель культурно-исторической школы в отечественной психологии. Главная идея В. заключалась в том, что психическая деятельность человека в процессе культурно-исторического развития формируется под влиянием орудий труда, что вызывает принципиальную ее перестройку. Согласно его взглядам источники и детерминанты психического развития человека лежат в исторически развившейся культуре. В. различает два плана поведения-натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Он полагал, что суть культурного поведения заключается в его опосредованности орудиями и знаками (причем первые направлены "вовне", на преобразование действительности, а вторые - "вовнутрь", сначала на преобразование др. людей, затем - на управление собственным поведением). Основным методом исследования в этнопсихологии В. считал инструментальный метод, суть которого состоит в исследовании поведения людей в тесной взаимосвязи с тенденциями исторического, социокультурного и национального развития, в анализе структуры и динамики "инструментальных актов" психики человека. В. в рамках этнической психологии выделял "психологию примитивных народов", подразумевая под этим сравнительный анализ психической деятельности современного "культурного" человека и первобытного "примитива". Ее предметом он считал также кросскуль-турные исследования и, прежде всего, межэтнические сравнительные психологические исследования представителей "традиционных" и цивилизованных обществ. Специфика его подхода к изучению представителен различных народностей и этнических групп заключалась в том, что в противовес принятым тестовым испытаниям он предлагал в центр исследования поставить изучение особенностей их национальной среды, ее структуры, динамики содержания всего того, что определяет этническое своеобразие психических процессов, Кроме того, он предлагал изучать психику детей не в сравнении с психикой среднестатического "стандартного" ребенка, а на основании сравнительного анализа с психикой взрослого той же национальной общности, принадлежащего к той же культурной среде. Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|