КОНТАКТЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ

- формы межэтнического взаимодействия, в ходе которого представители конкретных народов влияют друг на друга, обмениваются различной информацией и культурными ценностями. Основной современной тенденцией К.м. является их расширение и интенсификация. К. м. направлены на интеграцию и взаимный обмен достижениями социально-культурного развития различных этнических групп, общностей. К. м. могут осложняться в силу наличия различий этнокультурного характера. Различия как в вербальных, так и невербальных формах общения людей (коммуникациях), принадлежащих к разной культуре, ведут к неверному истолкованию чувств, намерений, мотивов партнеров по общению. Культурно обусловленные различия не ограничиваются только областью взаимодействия, но распространяются на традиционные представления, ценности, нормы, правила, стандарты отношений. К.м. на межличностном уровне могут оказывать как положительное (понижается враждебность, уменьшается степень выраженности негативных стереотипов, уменьшается внутренняя напряженность и фрустрация), так и отрицательное (усиливаются предубеждения к "чужим людям" и проявляется их неприятие, появляются невротические и психосоматические расстройства) влияние на человека. Различают четыре возможных результата К.м. индивида: 1) он не принимает свою культуру и ориентируется на иные этнические ценности и стереотипы поведения. Этот тип человека можно назвать конформным или "перебежчиком"; 2) он отбрасывает чужую культуру, преувеличивая значимость собственной. Тип-"националист"; 3) он колеблется между двумя культурами. Тип -"маргинал"; 4) он синтезирует две культуры. Тип - "посредник". К.м. на межгрупповом уровне приводят к четырем максимально общим категориям последствий: 1) геноциду, т. е. уничтожению группы; 2) ассимиляции, когда одна группа постепенно перенимает или принуждается к принятию обычаев, традиций и т. д. доминирующей группы, вплоть до полного растворения в ней; 3) сегрегации, когда осуществляется раздельное существование групп; 4) интеграции, когда группы сохраняют свою этническую идентичность, но объединяются в единое целое на другом, значимом для них, основании. Успешность взаимодействия в ходе К.м. зависит от: а) территории, которая может быть общей или своей лишь для одной из групп; б) продолжительности взаимодействия (постоянного, долговременного, кратковременного); в) цели (совместная деятельность, совместное проживание, учеба, досуг); г) типа вовлечения людей в жизнь общества (от участия до наблюдения); д) частоты и глубины контактов; е) относительного равенства прав; ж) численного соотношения (большинство-меньшинство); з) явных различительных характеристик (языка, психологии, религии). Каждая нация, этническая общность в процессе своего развития совершенствует модели эффективных К.м., которые облегчают взаимодействие людей, их интеграцию и адаптацию в новой социальной среде. К.м. поддаются процессам управления и оптимизации, возможности предвидения и локализации негативных последствий и конфликтов, возникающих на почве непредвиденных противоречий. К.м. эксплицируются и компенсируются специальными средствами. Знание и понимание национальных особенностей других этносов приводит к интенсификации связей между людьми, акцентуации (сосредоточение внимания на определенных формах развития, выделение одного из признаков национального характера или способа действия, а также их развитие) собственной этнической идентичности. Адаптация к новым социокультурным условиям требует известного отказа от ряда традиционных представлений и норм, что является необходимым условием эффективной совместной деятельности представителей различных культур. Трансформация внешнего поведения, адаптация его к нормам и требованиям другого этнокультурного окружения не означает полного отказа от традиционных ценностей, представлений; в противном случае наблюдается не процесс К.м., но ассимиляция, а в ряде случаев этническая дискриминация (см.: Дискриминация этническая). Эффективные К.м. основаны на сотрудничестве и взаимообмене достижениями науки, культуры, производственного опыта. К.м. могут эволюционировать из конструктивной формы в деструктивную при возникновении агрессивности во взаимоотношениях со стороны одного из субъектов К.м. На международном уровне К.м. регламентируются международными соглашениями, внутри стран - законодательством, нравственными нормами, традиционными, социально лигитимными институтами и средствами массовой информации.

Просмотров: 2939
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • Андская раса или андский тип американоидной расы
  • Ассироидный (или переднеазиатский) тип балкано-кавказской расы
  • Балканский тип балкано-кавказской расы (или балканская раса)
  • Балтийский тип европеоидной расы или балтийская раса
  • Воспроизводство культуры в ходе пси хического развития ребенка
  • Динарский тип балкано-кавказской расы или динарская раса
  • ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП или ЧИСТЫЙ ТИП
  • Кавказский тип балкано-кавказской расы или кавказская раса
  • Калифорнийский тип североамериканской или среднеамериканской расы
  • КУЛЬТУРЫ РОССИИ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ
  • Негритосский тип меланезийской расы (негритосская раса или негрито)
  • неустойчивый тип акцентуации личности (характера)
  • Палеамериканский тип южноамериканской расы или неоарктическая раса
  • Памиро-ферганский тип балкано-кавказской расы или тип Среднеазиатского междуречья или ферганская раса
  • Понтийский тип индо-средиземноморской расы, или понтийская раса, черноморский или восточносредиземноморский тип
  • Понтозагросский тип балкано-кавказской расы, или понтозагросская раса
  • Развитие социального поведения людей
  • РЕЛЕВАНТНЫЕ ОБЩЕНИЮ С ЛЮДЬМИ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Рязанский тип среднеевропейской расы или нижнеокский тип
  • СЕМЕЙНЫЙ ЦИКЛ или ЦИКЛ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОЙ ГРУППЫ
  • Слабоумие старческое, депрессивный или параноидный тип
  • СЛАБОУМИЕ СТАРЧЕСКОЕ, ДЕПРЕССИВНЫЙ ИЛИ ПАРАНОИДНЫЙ ТИП (МКБ 290.2)
  • Суданский (или негро-гвинейский) тип негрской расы, или негро-гвинейская раса
  • Тасманийская раса, или тасманийский тип меланезийской расы
  • ТИП ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
  • Центральноазиатский тип североазиатской расы, или центральноазиатская раса
  • ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА или ОШИБКА В УРОВНЕ
  • Японский (или островной) тип дальневосточной расы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь