ЭКОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Термин «экология» (от греч. oikos - дом, жилище и logos - наука) введён в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. Первоначально экология оставалась в сфере биол. наук и развивала идеи Ч. Дарвина о многообразных взаимосвязях растений и животных со средой.

В совр. науке понятие «экология» не ограничивается только биол. рамками. Выделяют социальную, техн., мед. экологию и др., к-рые вместе с экологией природных систем составляют совр. комплексную экологию, призванную обеспечить равновесно-динамич. состояние природы, а также оптимальное взаимодействие природы и общества при условии рационального использования природных ресурсов и регулирования природных процессов на основе знания объективных законов и закономерностей развития природы. Элементами окружающей человека среды и его жизни считаются социально-экон., технико-технол., природные, культурные, информац. условия. Состояние окружающей среды во многом обусловливает здоровье человека. Проблемы социальной экологии учёные рассматривают как проблемы отношения человека к человеку, человека к природе. Разл. аспекты экологич. знаний направлены на оптимизацию деятельности человека по использованию природы, достижение гармонии отношений между обществом и природой. Решению этой задачи благоприятствует процесс экологизации всех областей науки, произ-ва, иск-ва, морали, права и образования.

Становление и теоретич. осмысление экология, проблем в науке, их актуальность и значимость для х-ва определили развитие пед. аспекта этих проблем, формирование нового направления в пед. теории и шк. практике. Связанное с раскрытием в уч.-воспитат. процессе экологич. проблем (сохранение окружающей природной среды), это направление определяется целым рядом терминов («природоохранит. просвещение», «при-родоохранит. образование», «экологич. образование», «экологич. воспитание»).

Социальная экология исходит из целостности социально-природной среды как пространства жизнедеятельности человека и основывается на след, принципиальных положениях: единство системы «природа - общество - человек»; человек - часть природы, его развитие является фактором изменения природы; человеческая история - часть истории природы, ее преобразование составляет основу самой человеческой жизни; единство истории природы и истории общества проявляется в процессе труда; первичность законов природы по отношению к социальным; подчинение технико-экон. прогресса необходимости сохранения динамич. устойчивости био-экологич. связей; развитие новой экологич. культуры, отражающей уровень ответственности личности по отношению к природе; устойчивое социально-экон. развитие сообщества людей.

Экологическая культура. Необходимое условие формирования экологич. культуры - осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с природой. Экологич. культура определяется реальным вкладом в преодоление негативных влияний на природу, пресечением действий, приносящих ущерб природе, соблюдением законов об её охране. Экологич. культура личности предполагает наличие у человека определённых знаний, убеждений, моральных установок, готовности к деятельности, согласующихся с требованием бережного отношения к природе.

Понятие «экологич. культура» касается всех сфер материальной и духовной жизни нашего общества, каждого человека и выражается в тех видах науч. и практич. деятельности, к-рые обеспечивают сохранение и обогащение окружающей среды, создают благоприятные условия для жизни и развития человека. Формирование экологич. культуры должно стать составной частью деятельности всей системы непрерывного образования. Это возможно при условии, если в содержание образования будут входить след, ведущие элементы: система знаний о взаимодействии общества и природы; ценностные экологич. ориентации; система норм и правил отношения к природе, умения и навыки по её изучению и охране.

Экологическое образование и воспитание. Экологич. образование как элемент общего образования связано с овладением учащимися науч. основами взаимодействия природы и общества (человека). Его цель - формирование системы науч. знаний, взглядов и убеждений, направленных на воспитание моральной ответственности личности за состояние окружающей среды, осознание необходимости постоянной заботы о ней во всех видах деятельности. Междисциплинарный состав экологич. знаний определяет характер её влияния на всю систему образования и затрагивает все области и стороны обучения и воспитания. Содержание экологич. образования реализуется через межпредметные связи и основывается на системе науч. идей, закладываемых в соответствующие уч. предметы: развитие и целостность природы в сфере жизни; взаимосвязь истории общества и природы; изменение природы в процессе труда; влияние среды на здоровье человека; природа как фактор нравственно-эстетич. развития личности; оптимизация взаимодействия в системе «природа - общество - человек».

Реализация содержания экологич. образования, его методов и форм опирается на принципиальное положение - единство познават. и практич. деятельности по изучению и улучшению преобразованной природы.

Экологич. знания имеют сложный состав. Обществ. науки раскрывают цели, к-рые преследует человек, используя природу, дают характеристику ценностей, на к-рые человек опирается или должен опираться в своей деятельности, выявляют те социальные последствия, к к-рым приводит тот или иной способ природопользования. Естеств. науки показывают, какие законы действуют в природе, выявляя пределы возможного вмешательства человека в ход естеств. процессов. В то же время естеств. науки открывают для человека новые принципы взаимодействия с природой. Опираясь на техн. науки, человек создаёт и совершенствует средства воздействия на природу. Изучая основы наук, ученик должен понять природные и социальные причины, к-рые диктуют определённые нормы и правила поведения в окружающей среде. Соблюдение их - общественно необходимо, т. к. позволяет сохранить природу для будущих поколений. Воспитание ответственности тесно связано с правовым просвещением школьников. Формирование навыков и умений в деятельности по охране природы должно стать органичной составной частью уч.-воспитат. процесса.

В классич. педагогике обоснованы и развиты положения о месте и значении общения ребёнка с природой и системе его образования, о содержании науч. знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании мировоззрения в процессе познания природы, о нравств.-эстетич. развитии школьника под воздействием природы. Значение природы в воспитании гуманных чувств ребёнка подчёркивали Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Дистервег. Впервые Руссо, а затем А. Гумбольдт и др. педагоги говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущения её облагораживающего влияния на человека. Против узкого практицизма и утилитаризма, а также формально-словесного изучения природы и бездушного к ней отношения выступали мн. рус. обществ. деятели, к-рые ратовали за введение в школе полноценных знаний о природе, подчёркивали их влияние на формирование моральных качеств личности. К. Д. Ушинский, призывая расширить общение ребёнка с природой, сетовал: «странно, что воспитат. влияние природы так мало оценено в педагогике». Его идеи о воспитат. ценности общения ребёнка с природой развивали и обогащали А. Я. Герд, А. П. Павлов, Б. Е. Райков и др. педагоги-естественники, создавшие ряд ориг. пособий по методике естествознания, в к-рых обосновывалась организация уч. деятельности школьников с учётом взаимосвязи науч. знаний и чувственного восприятия природных объектов и явлений.

Проблема изучения природы и формирования отношения к ней в 20—40-х гг. были в основном предметом методики естествознания; создана обширная метод. лит-ра. Особое место уделялось организации деятельности школьников по «преобразованию» природы, участию их в общественно полезном труде, в с. х-ве. Однако уч. и практич. работа учащихся, предусмотренная программой, испытывала Значит. влияние идеи «покорения» природы, стремления «бороться с её силами», использования её богатств как «неисчерпаемой кладовой».

В 60-х гг. усилился природоохранит. аспект шк. образования, к-рый выступает в тесной связи со всей общенац. системой охраны природы.

Совр. понимание охраны природы связано с решением широкого круга проблем: уяснением роли и места человека в природе, познанием механизмов взаимодействия природных систем, выявлением взаимосвязей системы «природа - общество - человек».

Одним из важнейших факторов гармонизации взаимодействия общества и природы является формирование у учащихся и молодёжи глубокого понимания многогранного значения природы для жизни, здоровья, физич. и духовного совершенствования. Ведущее место в реализации этой задачи занимает школа. Характерные черты положит. опыта школ в этом направлении: общественно полезная направленность работы учащихся по охране объектов и комплексов природы и воспроизводству её богатств; обусловленность характера деятельности местными природными условиями и социально-экон. потребностями (крае-ведч. принцип); взаимосвязь практич. работы с накоплением и расширением знаний о природе; многообразие видов деятельности и форм её организации в рамках внеклассных и внешк. занятий; развитие творческой активности и самостоятельности учащихся при выполнении общественно полезных дел, осознание их обществ. ценности и значимости.

Теоретич. и прикладные аспекты умственного и нравств.-эстетич. воспитания средствами природы развивал В. А. Сухомлинский, к-рый дал яркие примеры пед. руководства рациональным и эмоциональным восприятием природы мл. школьниками, оценивая её как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей. Он стремился показать роль природы в воспитании стремления «к интеллектуальной насыщенности трудовой жизни. Возможности для такой жизни во взаимодействии с природой неисчерпаемы. Природа, труд, мысль - это предметы специального исследования» (Школа и природа, СП, 1970, № 5, с. 45). Сухомлинский показал, что заботливое отношение к природе формируется только тогда, когда ребенок обогащает и облагораживает окружающую среду своим трудом.

Острота совр. проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой. Очевидно, что нельзя ограничиться «просвещением» школьников в области охраны природы. Традиц. термин «охрана природы» лишь частично затрагивает весь комплекс экологич. проблем современности, к-рые потребовали нового осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экон. вопросов, науч. поисков и"более полного и последоват. отражения многоаспектности экологии в шк. образовании. Перед школой стоит важная задача - воспитание сознательного отношения к природе, чувства гражд. ответственности за состояние окружающей среды.

Совр. этап развития экологич. образования строится на принципах единства, ист. взаимосвязи природы и общества, социальной обусловленности отношений человека к природе, на стремлении к гармонизации этих отношений. Много-аспектность взаимодействия общества и природы определяет комплексность экологич. образования, его осн. принципы: междисциплинарный подход в формировании экологич. культуры школьников; систематичность и непрерывность изучения уч. материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобальных, региональных и краеведч. экологич. проблем. Принципы экологич. образования реализуются в практике школы через усвоение осн. понятий и науч. фактов о природе. На основе этих принципов определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с её законами; понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека; овладение прикладными знаниями и практич. умениями изучения и оценки состояния окружающей среды; развитие потребности общения с природой, сознат. соблюдение норм поведения в природе; активизация деятельности по улучшению окружающей природной и преобразованной среды.

Первые представления детей о природе закладываются в семье и дет. саду. Дошкольники получают конкретные представления о растениях и животных, учатся их распознавать и классифицировать; ведут наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, их влиянием на жизнь растений, животных и человека. В дет. саду у детей формируется привычка заботиться о растениях и животных, зимующих птицах. Знания о доступных пониманию детей объектах и явлениях природы используются для воспитания любви к природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, бережного отношения к растениям и животным. В школе важнейшую роль в этом процессе играет изучение природоведения. Определённый настрой при знакомстве с природной и социальной средой дают уроки чтения, обогащающие знания детей о природе, жизни людей, развивающие эмоциональную восприимчивость и понимание жизни природы. Общность задач уч.-воспитат. работы на уроках природоведения, изобразит, иск-ва (рисования), чтения, музыки (пения) позволяет развивать оптимальные взаимосвязи между этими уч. предметами. Специфич. условия обучения в нач. школе позволяют осуществить взаимосвязи уч. предметов так, что уч.-воспитат. воздействие, начатое на одном уровне, продолжается на других. Природо-ведч. знания, полученные учащимися нач. классов, широко используются на уроках труда.

Одной из фундам. идей в содержании экологич. образования является идея развития и целостности природы, раскрываемая в цикле естеств.-науч. и обществ.-ист. предметов. наиб. полно целостность природы выражается в учении о биосфере (её составе, структуре, энергетике и развитии), физ.-хим. факторы биосферных процессов рассматриваются как взаимосвязи, обеспечивающие существование экологич. систем. Эти понятия включены в программу курсов биологии и географии.

Очевидна необходимость преодоления разрыва между естеств.-науч. и обществ.-ист. знаниями учащихся: в шк. курс истории как обязат. ч.ть должны войти знания о характере антропогенного и техногенного воздействия на естеств. среду в разл. периоды человеч. истории. Идея единства общества и природы находит известное обоснование и развитие при изучении обществ.-ист. дисциплин. Общей задачей ряда предметов, напр., истории, обществоведения, курса «Общество и человек», географии, биологии, является раскрытие целостности системы «природа - общество - человек», противоречий в решении экологич. проблем, а также усвоение знаний по законодательству, регулирующему использование природных богатств. Изучение социальной географии помогает учащимся осознать глобальные и региональные особенности хоз. деятельности. При их рассмотрении возможно обращение и к понятиям и проблемам экологии человека. Первостепенное значение для объяснения факторов здоровья приобретают знания о взаимосвязи социальных и природных компонентов окружающей среды и их влиянии на организм человека.

Экология стремится дать науч. решения практич. задач повышения продуктивности биосферы, сохраняя её структуру и равновесное функционирование всех её элементов, т.е. служит науч. основой управления природными системами. Это науч. положение приобретает интегральный характер в содержании образования в школе.

С позиций оптимизации взаимодействия общества и природы в школе вводится изучение рационального использования природных ресурсов, как минерального, так и биол. происхождения, принципов социально-безвредной технологии, включающей комплексное произ-во, замкнутые (безотходные) системы, работу осн. техн. устройств по защите среды от загрязнения, ознакомление с реальным произ-вом на экскурсиях, практикумах и т. п.

Содержание экологич. образования связано с утверждением идеала человека, для к-рого органично умение сохранять биол. равновесие среды. Такой подход требует не только навыков эффективной производств. деятельности, но и воспитания чувства ответственности за её последствия. В связи с этим правомерно говорить об освоении школьниками экологич. культуры произ-ва в процессе изучения мн. уч. предметов.

Одной из задач экологич. образования является формирование у учащихся умений оценивать состояние окружающей среды, ближайшего природного окружения. Для этого используются наблюдения учащихся во время экскурсий, полевого практикума, участие в мониторинге среды и др. Реальное значение в жизни имеет умение защищать природную среду от загрязнения и разрушения. Здесь важная роль принадлежит умениям трех видов. Первый связан с соблюдением культуры личного поведения; второй направлен на предотвращение негативных последствий в природном окружении в результате поступков др. людей; третий связан с выполнением посильных трудовых операций по ликвидации уже возникшего нежелат. явления. Умения и навыки по пропаганде совр. проблем экологии и охраны природы в известной мере отражают гражд. позицию личности.

Лит.: Захлебни и А. Н., Зверев И. Д, Суравегина И. Т., Охрана природы в шк. курсе биологии, М., 1977; Зверев И. Д., Экология в шк. обучении, М.,

1980; его же, Проблемы социальной экологии (дидактич. материалы для школьников), М., 1994; его же, Введение в экологии, системы, М., 1995; Захлебный А. Н., Школа и проблемы охраны природы, М., 1981; Экология, образование школьников, М., 1983; Отношение школьников к природе, М., 1986.

 

Просмотров: 3692
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • “ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ”
  • «ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ»
  • «ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «КНИГА ПРИРОДЫ»
  • «КНИГА ПРИРОДЫ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «ПИСЬМА ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ»
  • Дискуссия о роли природы и воспитания
  • Закон природы
  • ЗАКОН ПРИРОДЫ
  • Закон природы
  • ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ
  • ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ
  • КНИГА ПРИРОДЫ
  • Критерии Природы и Жизни
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, или Истинные указания для истолкования природы
  • ПИСЬМА ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ
  • ПОКОРЕНИЕ ПРИРОДЫ
  • Полемика о роли природы и воспитания в развитии
  • Понятие природы, материи, движения в философской системе Поля Гольбаха
  • Преобразование природы
  • Психические нарушения травматической природы у детей и подростков
  • СИСТЕМА ПРИРОДЫ
  • Сознание Природы
  • СТАТИСТИКА ОБЪЕКТОВ НЕЧИСЛОВОЙ ПРИРОДЫ
  • СТАТИСТИКА ОБЪЕКТОВ НЕЧИСЛОВОЙ ПРИРОДЫ
  • Философия человеческой природы
  • Царства природы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь