|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
УЗБЕКИСТАНРеспублика Узбекистан, гос-во в Ср. Азии. Пл. 447,4 тыс. км2. Нас. 20,3 млн. чел. (1989, перепись), в т. ч. 71,4% - узбеки; живут также таджики, русские (8,3%). и др. Гос. язык - узбекский. Столица - Ташкент. В состав У. входит респ. Каракалпакия. В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет.н. старше приходилось 856 чел. с высшим и средним (полным и неполным). образованием (в 1979 - 765 чел.). В отраслях экономики было занято 1625,3 тыс. специалистов, в т. ч. 767,9 тыс. с высшим и 857,4 тыс. со ср. спец. образованием. Дошкольные учреждения. Организация детских садов и яслей началась в 1918, когда У. входил в Туркестанскую АССР. После создания Узб. ССР. дошк. учреждения стали открываться повсеместно. К кон. 1932 в республике действовало 410 дет. садов (24,7 тыс. воспитанников). Началось создание респ. программ воспитания в дет. садах, а также метод, лит-ры в помощь их работникам. С сер. 30-х гг. развернулось стр-во спец. зданий, предназначенных для дет. садов. В 1940 св. 2,2 тыс. дошк. учреждений посещало 74 тыс. детей. В 1943 для детей с ослабленным здоровьем стали открываться сады санаторного типа (в 1947 работало 26 таких учреждений). В 1950/51 уч. г. были открыты дошк. отделения в Андижанском, Кокандском, Бухарском и Хивинском пед. уч-щах. В 1960 в 2964 дошк. учреждениях республики воспитывалось 173 тыс. детей. В 70-х гг. в У. широко в воспитат. практику дет. садов внедрялось предшк. изучение рус. языка. С сер. 80-х гг. программы воспитания, разрабатываемые в У., более широко учитывают интересы населения в освоении детьми традиций нац. культуры, в использовании нар. педагогики. В нач. 90-х гг. в почти 9 тыс. постоянных дошк. учреждениях У. воспитывалось св. 1 млн. детей. Воспитателей для дошк. учреждений готовили 17 пед. уч-щ и 3 пед. ин-та. Общеобразовательная школа. На терр. У. формировалась древнетюркская культура, многие особенности к-рой определялись его положением на путях караванной торговли. Значит. роль в ней играли Худжанд, Мараканда (совр. Самарканд), а также Термез, Бухара, Хива. В 8 в. терр. У. завоёвана арабами; с 9 в. она входила в империю Саманидов с центром в Бухаре. Формирование узб. нации проходило в составе крупных гос. образований - империи Тимура и его потомков (13—15 вв.), Бухарского (с 15 в.), Хивинского (с 16 в.). и Коканд-ского (с 18 в.). ханств. Наряду с арабским и фарси с 16 в. распространялся нар. язык, формировавшийся на основе староузбекского. Значит. центрами мусульманской культуры стали Самарканд (средоточие мн. уч. и науч. учреждений, в их числе медресе и обсерватория Улуг-бека, 15 в.), Бухара (среди неск. медресе наиб. знаменита «Мири-Араб», действующая и ныне), Канибадам (медресе «Мир-Раджаб-Додхо», 16 в.). С присоединением Ср. Азии к России (60—70-е гг. 19 в.). и введением рос. адм.-терр. деления Туркестанского края узбеки населяли Самаркандскую, часть Ферганской, Семиреченской и Сырдарь-инской областей. Традиц. система мусульм. образования сохранилась. После 1867 появились уч. заведения для детей из семей рус. военных и переселенцев: нач. школы (до 1876 их было открыто 6, в т. ч. 3 в Ташкенте, 2 в Самарканде и одна в Каттакургане); гимназии (в Ташкенте в 1875 мужская, позже - женская); реальное уч-ще (в 1893 в Ташкенте). Для детей коренного населения предназначалась открытая в 1870 в Самарканде особая рус. нач. школа, а также сеть рус.-туземных школ (первая открыта в Ташкенте в 1884). В Бухаре и нек-рых др. городах были организованы новометодные школы (первая открыта Исмаилом Гаспринским в Самарканде в 1893). По данным общерос. переписи 1897, 98% коренного населения на терр. У. оставалось неграмотным. В 1914/15 уч. г. в 165 рус. школах (в т. ч. 140 нач., 13 неполных средних, 12 средних). обучалось 17,3 тыс. учащихся. Обучением было охвачено только 2—3% мальчиков-узбеков шк. возраста. Уч. заведения Сыр-дарьинской, Самаркандской и Ферганской областей в 1875—1917 подчинялись администрации Гл. управления гражд. уч. заведений в Туркестане. После установления сов. власти ЦИК Туркестанской республики утвердил (1918). Положение «Об организации дела нар. образования в Туркестанском крае». Общее руководство шк. делом было передано Комиссии по просвещению (с 1920 - Наркомат). Первоочередной задачей считалась ликвидация неграмотности. Шк. строительство расширилось после образования Узб. ССР. (кон. 1924); к кон. 1924/25 уч. г. насчитывалось св. 1000 школ ликбеза, в к-рых овладевало грамотой более 200 тыс. чел. Особое внимание уделялось образованию женщин. К 1939 грамотность населения достигла 78,7%, в т. ч. среди мужчин - 83,6%; среди женщин - 73,3%. С 1930 введено всеобщее нач. обучение детей и подростков. Оно было сопряжено с рядом трудностей, т. к. после нац.-терр. размежевания (1924). в Узб. ССР. вошли нек-рые районы с преим. тадж. населением. Учёт образоват. интересов коренного неузбекского населения потребовал доп. мер по спец. подготовке педагогов нач. обучения. Развитию сети школ 2-й ступени препятствовали отсутствие учебников, слабость материальной базы ср. образования. В 1-й пол. 30-х гг. создавались и ориг. учебники по курсу ср. школы, однако вскоре они были заменены стабильными для всего СССР, переведёнными с рус. яз. Возможности для освоения в школе традиций нац. истории и иск-ва сокращались. Эта тенденция была усугублена переводом узб. письменности с арабского на лат. алфавит (1928—29), а впоследствии (в 1939) - на рус. графику. В кон. 30-х гг. в городах и рабочих посёлках расширялось 7-летнее образование, возросло число ср. школ. В 1940/41 уч. г. в У. работало св. 4,8 тыс. школ (в т. ч. ок. 2,7 тыс. начальных, ок. 1,7 неполных средних, св. 490 средних), в к-рых обучалось св. 1,2 млн. учащихся. В школах работало 36 тыс. учителей. В годы Вел. Отеч. войны сеть школ сократилась. Тем не менее было организовано обучение св. 200 тыс. детей, эвакуированных в У. из западных р-нов СССР. С 1949/50 уч. г. введено всеобщее 7-летнее обучение; расширялось и число вечерних школ рабочей молодёжи; всего в У. насчитывалось св. 5 тыс. общеобра-зоват. школ (ок. 1,3 млн. учащихся). В 1959—62 введено всеобщее 8-летнее обучение. В нач. 60-х гг. созданы ориг. учебники по истории, географии и лит-ре У. Были приняты меры к организации нач. шк. обучения на родном яз. корейцев, немцев и др. народов,депортированных в У. в кон. 30-х - нач. 40-х гг. В нач. 70-х - кон. 80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодёжи. В кон. 80-х гг. содержание шк. образования пересмотрено в интересах лучшего усвоения учащимися традиций нац. культуры, истории, лит-ры и иск-ва страны. После провозглашения гос. суверенитета У. (1991). принят закон об образовании (1992). В качестве обязательного введено базовое (9-летнее). образование, бесплатное в гос. образоват. учреждениях. В уч. заведения полного ср. образования (2—3 года после базового). поступают учащиеся на конкурсной основе. Ср. уч. заведения могут осуществлять диффе-ренциров. обучение, вводить курсы по выбору учащихся и углублённое изучение отд. предметов. В 1994 насчитывалось св. 8,9 тыс. дневных общеобразоват. школ, в к-рых училось св. 4,7 млн. чел. 1 тыс. школ вела обучение на неск. языках, в т. ч. на русском; только с обучением на рус. яз. работали 222 школы. Всего на рус. яз. получали общее образование ок. 0,5 млн. чел. (9,7% всех учащихся). В школах занято ок. 380 тыс. учителей, в т. ч. 75% с высш. образованием. Сеть внешк. учреждений охватывает ок. 200 домов дет. творчества, св. 70 станций юных техников, св. 40 станций юных натуралистов, ок. 30 экскурсионно-туристских станций, ок. 300 ДЮСШ. Профессионально-техническое образование. Школы проф. обучения стали появляться во 2-й пол. 19 в. В 1871 рус. нач. школа в Ташкенте (открыта в 1867). преобразована в «народно-ремесленную». В 1873—82 там же работала Туркестанская школа шелководства. В 1896 организовано ремесл. уч-ще для подготовки ремонтников хлоп-коочистит. заводов (Ташкент). В сер. 80-х гг. 19 в. в гор. уч-щах Туркестанского края созданы ремесл. классы с обучением столярному, токарному, переплётному и сапожному делу; в сел. школах организованы занятия по садоводству и огородничеству. В 1902 осн. с.-х. гидро-техн. школа и ж.-д. техн. уч-ще. В 1917 действовало 15 небольших с.-х. и др. школ. В декабре 1920 создан Туркестанский к-т проф. образования, к-рому были переданы 9 техн. и ремесл., 2 пром.-экон. уч-ща и неск. школ. В 1924 в составе Наркомпроса республики учреждён Уз-профобр. (на правах отдела), в ведение к-рого перешли 10 школ ФЗУ и 3 проф.-тех. школы с 910 учащимися. За 1929 40 было подготовлено 12 тыс. рабочих. В 1940 создана система Гос. трудовых резервов, в к-рой в 1940/41 уч. г. работали 1 ж.-д. уч-ще и 14 школ ФЗО (всего 4,6 тыс. учащихся). В 1958 Трудовые резервы в У. были реорганизованы в систему проф.-тех. образования (св. 50 уч. заведений давали подготовку по 54 профессиям и охватывали 15 тыс. чел.). В 1962 был создан Гос. к-т Узб. ССР. по проф.-тех. образованию. Стали открываться средние ПТУ. По закону об образовании 1992 проф.-тех. образование осуществляется на основе базового в уч. заведениях или непосредственно на произ-ве. Получение первой профессии (в т. ч. с одновременным получением общего ср. образования). осуществляется бесплатно. В нач. 90-х гг. насчитывалось св. 500 проф.-тех. уч. заведений, св. 270 тыс. учащихся (в т. ч. в 330 ср. проф.-тех. уч-щах - ок. 150 тыс. учащихся). Среднее специальное образование. Первым ср. спец. уч. заведением было Ташкентское хлопко-маслобойное уч-ще, основанное в 1893. В 1914/15 уч. г. оно оставалось единственным и охватывало ок. 100 чел. В нач. 20-х гг. в Туркестанской респ. было 11 пед., 5 с.-х., 17 техн. и техн.-экон. уч. заведений. Ср. техн. образование развивалось на базе рабфака Туркестанского ун-та (Ташкент), в к-ром имелись механич., строит., гидротехн. и др. отделения. В 1927/28 уч. г. ( действовало св. 40 ср. спец. уч. заведений (7,1 тыс. учащихся), а в 1940/41 уч. г. в 98 ср. спец. уч. заведениях У. обучалось 25,1 тыс. учащихся. Ср. спец. образование получило значит. развитие в 60-х гг., когда в У. в крупные отрасли произ-ва превратились машиностроение, приборостроение и др. В 1966/67 уч. г. в 128 техникумах и др. ср. спец. уч. заведениях У. обучалось 122,1 тыс. чел. В 1-й пол. 90-х гг. св. 220 уч. заведений осуществляли подготовку специалистов ср. квалификации (св. 240 тыс. чел.). Высшее образование. Первый в истории Ср. Азии светский вуз - Туркестанский ун-т организован в 1920 в Ташкенте на базе открытого в 1918 Туркестанского нар. ун-та (с 1923 наз. Сред-неазиат. ун-т - САГУ, с 1960 - Ташкентский). В создании ун-та участвовали профессора и преподаватели из городов Центр. России. В 1920/21 уч. г. на ф-тах ун-та (с. х-ва, мед., техн., военном, социально-экон., физ.-мат., ист.-филол., рабочем). обучалось 1,3 тыс. студентов. В 20—30-х гг. на базе отдельных ф-тов унта организованы 15 самостоят. вузов, размещённых в У., Туркменистане и Таджикистане. В Ташкенте были созданы ин-ты - мед., с.-х., пед., инженеров ирригации и механизации с. х-ва и ряд втузов, объединённых в 1933 в политехн. ин-т; в Самарканде - кооперативный ин-т. В 1927/28 уч. г. действовало 3 вуза (3,9 тыс. студентов), а в 1940/41 уч. г. насчитывалось 30 вузов (19,1 тыс. студентов). После окончания Вел. Отеч. войны уже в 1945/46 уч. г. контингент студентов достиг прежнего уровня. В 50—60-х гг. среди студентов значит. ельно увеличилось число представителей национальностей Ср. Азии. В 1966/67 уч. г., в 35 вузах (после их укрупнения). обучалось 188,4 тыс. студентов. В 1-й пол. 90-х гг. работало св. 50 вузов; в них обучалось 285,2 тыс. студентов. Среди крупнейших: Ташкентский ун-т (ок. 17 тыс. студентов), Самаркандский ун-т (ок. 11 тыс.), Ташкентский пед. ин-т (св. 14 тыс.), Ташкентский мед. ин-т (ок. 8 тыс.), Ташкентский с.-х. ин-т (ок. 10 тыс. студентов). и др. Педагогическая наука. Вос-питат. идеал узб. народа нашёл своё отражение в устном нар. творчестве: преданиях, сказках, пословицах и поговорках. Пед. мысль в У. в средние века являлась составной частью социально-полит. учений. В 10—11 вв. Фараби, Ибн Сына, Бируни рассматривали в своих трактатах широкий круг вопросов обучения и воспитания, полагая, что только наука и просвещение способны вывести народ из невежества. В 14—15 вв. Улугбек и А. Навои выступили с позиций просветительства и гуманизма. В 16—18 вв. стали появляться назидат. лит. произведения на нар. языке, к-рые, однако, не получили широкой известности из-за неразвитости письменной традиции староузб. языка. В нач. 19 в. Мунис Хорезми составил первое узб. пособие по каллиграфии (1804), в к-ром рассматривались и мн. вопросы обучения. После присоединения Ср. Азии к России (2-я пол. 19 в.). появилась возможность знакомства узбеков с традициями рус. школы и с пед. теорией. Инспектор нар. уч-щ Туркестанской обл., преподаватель учительской семинарии в Ташкенте В. П. Наливкин составил первые сартско-русские и русско-сартские уч. словари и пособия по изучению узб. языка русскими и рус. языка узбеками. Вопросы развития образования в Туркестане нашли отражение в работах С. М. Граменицкого, к-рый, кроме того, составил 3 «Книги для чтения» и арифметические учебники, пользовавшиеся большой популярностью среди учителей Туркестана. Во 2-й пол. 19 в. под влиянием религ.-реформаторского движения (джадидиз-ма). неск. улучшились организация, содержание и методы работы мусульм. школ; были изданы учебники и уч. пособия на родном языке учащихся. В нач. 20 в. просветит, деятельность вели Хамза Хакимзаде Ниязи, А. Авлони и др. Хамза составил «Специальный облегчённый учебник лит-ры для учеников 1-го кл.» (1914), «Книгу для чтения для 2-го кл.» (1915). Авлони подготовил ряд учебников для нач. школы. В первые годы сов. власти в У. науч.-пед. центром стал Наркомпрос. Здесь готовились и издавались учебники для сов. школ. В 1929 организован узб. НИИ пед. наук. Осн. внимание уделялось разработке проблем методики преподавания узб. и рус. языков и лит-ры в школе, обобщению опыта работы лучших учителей и школ (особое значение имела деятельность Ташкентской опытно-пока-зат школы-коммуны под руководством В Ф Лубенцова). Во 2-й пол 50-х гг науч. учреждениями У подготовлены учебники по истории, лит-ре, географии, экономике У Значит. исследования проведены по преподаванию рус языка (60—70-е гг). Членами АПН СССР. были избраны В В Решетов и С Раджабов Накопленный опыт был переосмыслен в кон 80-х гг в ходе обновления содержания образования, с расширением возможностей для уч заведений в выборе форм и методов обучения, в использовании воспитат. потенциала нар. педагогики Значит. роль в пед. исследованиях играют кафедры педагогики и психологии ун-тов и пед. ин-тов В 1973 было основано Респ пед. об-во Лит Раджабов С, Из истории сов школы в Узбекистане, Таш, 1957, Б с и д p и -ков К E, Очерки по истории нар. образования в Туркестане (1865—1924 гг). M, 1960, Кочаров В Т, Из истории организации и развития нар. образования в дорев Узбеки стане (1865—1917 гг), Таш, 1966, X у p с а и д о в M X, Развитие проф. -тех образования в Узбекистане, Таш, 1973, Кадыров И К, Очерки развития общеобразоват. школы Сов Узбекистана, Таш, 1974, [ А б д у рахманов Г], Высшая школа и наука в Сов Узбекистане, Таш, 1977 III с p м у х а медов С, Развитие нар. образования за 60 лет, Таш, 1978 И Б Марцинковский/
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|