УКРАИНА

гос-во в Воет Европе Пл 603,7 тыс. км2 Нас 52,1 млн чел (1994), в т.ч. украинцы - ев 72%, русские - 22,1% Гос. яз - украинский Столица – Киев. В 1989 на 1000 чел населения в возрасте 15 лет.н. старше приходилось 794 чел с высшим и средним (полным и неполным). образованием (в 1979 - 681 чел). В отраслях экономики было занято 6822 тыс. специалистов, в т.ч. 2942 тыс. с высшим и ев 3879 тыс. со ср. спец. образованием.

Дошкольные учреждения Первые дошк. учреждения открыты в 70-х гг 19 в Однако их распространение началось после образования Киевского об-ва нар. дет. садов (1907), Киевского, Одесского и Харьковского Фребелевских об-в Они открывали в городах «очаги» - дет. сады и т и, а также курсы (1—2 года). воспитательниц для этих учреждений, работавших на рус языке В 1908—18 в Киеве действовал Высш. жен пед. ин-т (срок обучения - 3 года), учрежденный Фребелевским об-вом.

После окончания Гражд войны (1920). стала создаваться гос. система учреждений обществ. дошк. воспитания Уже в 1924 136 дет. садов и яслей посещало 6 тыс. детей С сер 20-х гг разрабатывались респ программы воспитания для дет. садов, в качестве языка общения и воспитания в них стал широко использоваться украинский, в отд регионах с учетом расселения народов воспитат. работа велась также на русском, а до сер 30-х гг - на польск, нем и др. языках В 1940 на У в 6,9 тыс. дошк. учреждениях воспитывалось 319 тыс. детей В 30—40-х гг получили распространение сел дошк. учреждения, в т.ч. сезонные дет. площадки Развитие гос. системы дошк. воспитания было прервано войной Еще к нач 1945 сеть дошк. учреждений оставалась меньше довоенной, однако в кон 40-х гг она была восстановлена, а позже значит. ельно расширена В 1950 в постоянно действующих дет. садах воспитывалось ок 156 тыс. детей, а в 1958 - уже 292,2 тыс. воспитанников С 1959 начали создаваться объединенные дошк. учреждения - дет. ясли-сад, ставшие постепенно осн.типом дошк. учреждений Совершенствовались программы воспитания и предшк. подготовки В нач 90-х гг работало ев 23 тыс. дошк. учреждений, в к-рых воспитывалось ев 2,6 млн детей Обеспеченность детей соответствующего возраста дошк. учреждениями составляла ев 61% Ок 60% вели воспитат. работу на укр яз В них занято ев 200 тыс. пед. работников Специалистов высш. квалификации для дошк. учреждений в нач 90-х гг готовили Киевский, Одесский, Ровенский и Славянский пед. ин-ты, воспитателей со ср. спец. образованием - ок 40 пед. уч-щ

Общеобразовательная шко-л а Истоки укр школы тесно связаны с историей Др Руси и ее культурой Первые школы в Киевской Руси появились в кон 10 в (988, Киев). и получили нек-рое распространение в 11—12 вв В 1086 в Киеве создано первое жен уч -ще С 11 в известны приходские школы (дьяков-ки), где детей обучали чтению, письму и церк. пению

Татаро-монг нашествие (13 в). привело к упадку Киева, Чернигова и др. полит. и культурных центров воет славян В 14—15 вв зап и юго-зап княжества, наследовавшие культуру Киевской Руси, были захвачены венг, литов и польск, а также османскими правителями Эти терр получили назв Малой (Киев, Полтава, Чернигов и др.), Галицкой (Львов), Угорской (Ужгород). и Буковин-ской (Мукачево). Руси Школы, продолжавшие традиции воет -слав учености, сохранялись при немногочисленных православных монастырях в Киеве, Чернигове, Путивле и др. После Люблинской (1569). и Брестской (1596). уний православная церковь на этих терр подпала под главенство римско-католической

В этих условиях образоват. возможности для исповедовавших православие по воет обряду сокращались, тогда как для католиков и униатов открывались иезуитские коллегии (Львов, Луцк, Каменец-Подольский, Винница, Киев и др.), васи-лианские (униатские). школы и др. В кон 16 - нач 17 вв появились также протестантские, гл. обр. социнианские, школы Православным просветит центром была школа, основанная (1576). кн. Константином Острожским Просвещению населения У способствовало распространение книгопечатания на кириллице (типография Ивана Федорова во Львове, осн.в 1573). В православных братских школах (среди них крупнейшие Львовская, Киевская, Луцкая). учились дети казацкой старшины, духовенства, горожан и ремесленников Дети крестьян, в массе ставших казаками, селившимися в обособленных слободах, чаще всего были лишены возможности учиться Наряду с печатной лит-рой на церк. -славянском стали появляться рукописные произведения на нар. языке, отразившие особенности разговорной речи населения Поднепровья

После восстановления в Киеве (1620). при поддержке константинопольского патриарха высш. православной церк. иерархии регионом активной борьбы коренного населения с ополячиванием стала Малороссия, а ее идеологич. центром - Киевская братская школа (ректор И Борецкий - Иов, митрополит. Киевский с 1619). В 1632 школа объединена с Киево-Печерской монастырской в коллегию под руководством II Могилы (митрополит. Киевский и Галицкий с 1632). Выстоять в воен. борьбе с Речью Поспо-литой малорос казачество могло только в союзе с укрепившимся Рос гос-вом

После Переяславской Рады (1654). терр Малороссии вошла в состав Рос гос-ва В крупных поселениях и в новых городах (Сумы, Харьков, Запорожье). при церквах открывались школы грамоты, действовали немногочисленные гор и сел частные нач школы. Обучение грамоте вели и странствовавшие учителя, т. н. мандрованные дьяки.

В 1701 указом Петра I Киево-Могилян-ской коллегии присвоен. статус академии (см. Киево-Могилянская академия). В нач. 18 в. созданы школы повышенного типа: Черниговский (1700), Харьковский (1727), Переяславский (1737). коллеги-умы. Во 2-й пол. 18 в. укр. население вместе с рус. переселенцами, немцами, греками и др. начали хоз. освоение терр. Новороссии (регионы Одессы, Херсона, Николаева, Елизаветграда и др.). Однако в условиях рус.-тур. войн 18 в. создание школ не стало первоочередной заботой гос-ва.

В результате разделов Польши (с 1772). зап. украинские и буковинские земли отошли к Австрии. По австр. шк. реформе 1776 здесь были организованы гос. начальные (тривиальные). и неполные средние (главные). школы, где обучение, как правило, проводилось на нем. яз. Существовали также приходские школы с обучением на польск., нем. и лишь иногда на родном языке. В рос. губерниях с укр. населением в 1786 появились малые нар. уч-ща; в 1788 - главные (первые - в Киеве, Чернигове, Харькове, Новгород-Северском). В соответствии с общерос. шк. реформой 1803—04 на терр. У. были основаны гимназии: в Новгород-Северском (1804), Харькове (1805), Киеве (1809). и др. городах, а также уездные и приходские уч-ща. Открывались привилегиров. уч. заведения, совмещавшие курсы ср. и высш. школы: Кременецкий (1805), Ришельев-ский в Одессе (1817), Нежинский (1820). лицеи (см. в ст. Лицеи). Были созданы ин-ты благородных девиц в Харькове (1812), Полтаве (1817), Одессе (1828), Киеве (1838).

На терр. У. были организованы Харьковский (1803—1917), Одесский (1832- 1917). и Киевский (1832—1917). уч. округа, в адм. подчинении к-рых находились уч. заведения.

В 50-х гг. 19 в. нач. обучение осуществляли сел. школы грамоты (церк. ведомства и мин-ва гос. имуществ). и гор. уездные и приходские уч-ща. В сер. 19 в. в губерниях с укр. населением в нач. школах разных типов обучалось ок. 67 тыс. чел. Ср. образование давали св. 15 муж. гимназий, 2 лицея, 3 кадетских корпуса, 5 жен. ср. уч. заведений. Обучение во всех школах велось на рус. языке.

В кон. 50-х - нач. 60-х гг. 19 в. на У. появились воскресные школы для взрослых (первая - в 1859 в Киеве; в 1862 - 67 воскресных школ). В 70—90-х гг. значит. роль в нар. образовании играли земства, к-рые открывали и содержали нач. школы, готовили учительские кадры. К кон. 19 в. насчитывалось ок. 17 тыс. нач. школ, однако они охватывали лишь третью часть детей соответствующего возраста. Ср. образование давали 129 гимназий (52 мужские и 77 женских), 19 реальных и 17 коммерч. уч-щ, 4 кадетских корпуса, 5 ин-тов благородных девиц. Среди ср. уч. заведений значит. часть составляли частные. Одной из известных частных школ на У. была коллегия Павла Галагана (осн. в 1871), где хорошо была поставлена уч. работа, много внимания уделялось общему развитию учащихся.

Во 2-й пол. 19 в. частные нач. школы с обучением на родном языке стали открывать представители укр. нац. движения. По полит. причинам в 1863 было запрещено печатание книг на укр. яз., в 1876 - использование укр. яз. в уч. заведениях.

В Вост. Галиции австро-венг. власти препятствовали обучению детей на родном языке, большая часть нач. школ ограничивалась первым классом и не обеспечивала элементарного образования. Преподавание в ср. школах (гимназиях). велось гл. обр. на польск. яз.; в 1911/12 в числе 134 ср. общеобразоват. школ Вост. Галиции было лишь Ис обучением на укр. яз. В Закарпатской У. вообще не было ср. школ с преподаванием на укр. яз.

В период 1905—07 был основан Все-укр. учительский союз (руководитель - Б. Д. Гринченко), отстаивавший требования обучения учащихся на родном языке. В 1914/15 уч. г. на У. (в совр. границах). имелось 26,1 тыс. общеобразоват. школ (св. 2,6 млн. учащихся), в т. ч. начальных 25,1 тыс., неполных средних 386 (49,7- тыс. учащихся), средних 577 (185,8 тыс. учащихся). Грамотные среди нас. в возрасте 9—49 лет составляли 27,9%, в т. ч. среди мужчин 41,7%, среди женщин 14% (данные переписи 1897).

После Окт. революции 1917 в УССР. вошли терр. Малороссии и зап. Новороссии. Здесь началась организация новой системы шк. образования. Был создан Секретариат (Наркомат). просвещения во главе с В. П. Затонским, руководивший преобразованиями в области культуры. Пр-во УССР. издало декрет о ликвидации неграмотности среди укр. населения (май 1921); контроль за его выполнением был возложен на Всеукр. чрезвычайную комиссию по ликвидации неграмотности. С 1923 действовало об-во «Долой неграмотность!». В 1919—27 грамоте обучилось ок. 2 млн. взрослых. К 1939 на У. грамотность населения составила 88,2%.

Другой важнейшей проблемой была борьба с дет. беспризорностью. Для беспризорных и безнадзорных детей создавались дет. дома, к-рые содержались как за счёт гос. средств, так и за счет самообслуживания и умелой организации производит, труда дет. коллективов и их воспитателей. Примером служили колонии им. М. Горького и им. Ф. Э. Дзержинского, к-рыми руководил А. С. Макаренко.

1-м Всеукр. совещанием по образованию (март 1920). была утверждена система нар. образования в республике, к-рая отличалась от принятой в РСФСР. Был создан единый тип 7-летней трудовой школы с двумя концентрами, на базе к-рой строилась 2—3-летняя проф. школа. Следующей ступенью образования была высш. школа 2 типов: техникумы для подготовки специалистов узкого профиля и ин-ты, выпускавшие специалистов широкого профиля. Укр. система образования строилась по монотехн. принципу (см. Монотехническое образование). В кон. 20-х - сер. 30-х гг. на У. система нар. образования была перестроена |В соответствии с общесоюзной. Совершенствованию уч.-воспитат. работы в школе содействовал 1-й Всеукр. съезд учителей (1925, Харьков).

В 1930 начато осуществление обязат. нач. обучения детей в возрасте 8—15 лет. В 1932/33 уч. г. в УССР. обучением было охвачено 4,5 млн. детей, что вдвое больше, чем в 1928/29. Особенно быстро росла сеть школ в сел. местности. После воссоединения Закарпатской Украины с УССР. (1939). в короткий срок были созданы условия для осуществления всеобщего обязат. образования на родном языке, развернулась ликвидация неграмотности. В 1940/41 уч. г. на терр. У. было 30,8 тыс. школ, в т. ч. 4,4 тыс. средних и ок. 11 тыс. 7-летних. В общеобразоват. школах республики обучалось св. 6,6 млн. учащихся, работало 250 тыс. учителей.

В годы Вел. Отеч. войны нем.-фаш. оккупанты на терр. У. уничтожили полностью св. 8 тыс. школ (в т. ч. 6 тыс. сельских). После освобождения терр. У. (с 1944). быстро восстанавливалась шк. сеть: в 1945/46 уч. г. возобновили работу св. 28 тыс. общеобразоват. школ У., в к-рых обучалось св. 5 млн. чел. Распространились школы рабочей и сел. молодёжи (в 1950/51 уч. г. - св. 790 отд. школ, св. 4 тыс. отд. классов; 270 тыс. учащихся). Быстрыми темпами развивалось общее ср. образование. В 1959/60 уч. г. начался переход к всеобщему обязат. 8-летнему образованию (в 1960/61 уч. г. повсеместно завершён); в 1966/67 уч. г. - к всеобщему ср. образованию молодежи; к этому времени число ср. школ в республике достигло 6,7 тыс.

В сер. 80-х гг. работало 22,3 тыс. школ, в к-рых обучалось 7,4 млн. чел. 99% выпускников 8-х кл. продолжали образование в ср. уч. заведениях. Однако в рамках СССР. уч. заведения работали по общесоюзным программам, что во мн. случаях приводило к слабому освоению школьниками укр. культуры. Со 2-й пол. 80-х гг. развернулась реформа общеобразоват. школы, продолжившаяся с авг. 1991 в суверенном гос-ве Украина. В 1991 принят Закон об образовании, провозгласивший осн. принципы: гуманизм и демократизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей, органич. связь с нац. историей, культурой и традициями, непрерывность и многообразие образования.

Обязательным считается обучение до 15 лет. Школа подразделяется на 3 ступени: начальную, основную (9 лет обучения). и старшую. Окончание ст. школы дает полное ср. образование. Для развития способностей детей создаются профильные классы, специализиров. школы, гимназии, лицеи, а также разл. виды уч.-воспитат. комплексов. Особо одарённым детям гос-во оказывает поддержку и поощрение. Для работающих граждан, желающих получить полное ср. образование, создаются вечерние и т. п. школы, классы, группы, в т. ч. для ускоренного освоения уч. программ.

В 1994 в У. действовало ок. 21 тыс. общеобразоват. школ (ок. 6,9 млн. учащихся), в т. ч. с обучением на рус. яз. - св. 5 тыс. школ. Всего на рус. яз. обучалось ок. 3,5 млн. учащихся. В школах занято ок. 540 тыс. педагогов, в т. ч. св. 83% с высш. образованием.

Сеть внешк. учреждений охватывает ок. 900 домов дет. творчества, св. 250 станций юных техников, ок. 200 станций юных натуралистов, св. 20 станций юных туристов, св. 500 ДЮСШ.

Профессионально - техническое образование. В 15- 17 вв. осуществлялось гл. обр. путём ученичества в рамках цеховых opr-ций (сапожников, скорняков, бондарей и др.). в крупных городах. В кон. 18 в. начали создаваться проф. школы на судостроительных верфях, металлургич. з-дах и др. В 1-й пол. 19 в,., низшее проф. образование на У. осуществлялось в доп. кл. и на курсах при уездных уч-щах, а также в спец. проф. уч. заведениях (Киевское ж.-д. уч-ще, Херсонское уч-ще торг, мореплавания, Екатеринославское уч-ще садоводства и др.). В 70-х гг. 19 в. проф. школы открывали отделения Рус. техн. об-ва в Киеве, Харькове, Одессе. В кон. 19 - нач. 20 вв. проф.-тех. подготовку давали низшие техн. уч-ща (Миргородская худ.-пром. школа, Гнединское техн. уч-ще и др.). и ремесл. уч-ща (10). в Киеве, Одессе, Елизаветграде, Чернигове, Житомире и др. городах. Число ремесл. школ и классов было незначит. ельным; осн. часть квалифициров. рабочих готовилась на предприятиях путём ученичества на рабочих местах. В зап. областях У. открывались гл. обр. частные низшие проф. уч. заведения (торг, школа во Львове, ткацкая - в Черновцах и др.).

В УССР. на базе ремесл. уч-щ и школ была создана сеть проф.-тех. курсов и школ; в 1919—20 на У. распространились школы-клубы (Харьков, Екатеринослав и др.), в к-рых кроме занятий (в т. ч. по технологии, машиноведению и др. техн. дисциплинам). устраивались экскурсии, лекции, лит.-муз. вечера. В 20-х гг. проф.-тех. уч. заведения на У. были включены в единую систему проф. образования. В это же время стали открываться школы ФЗУ (первые - при паровозоремонтном з-де в Харькове и при Брянском з-де в Екатеринославе). В 1938 имелось 265 школ ФЗУ (49,5 тыс. учащихся). Наряду со школами ФЗУ в 30- 40-х гг. получили распространение горно-пром. уч-ща, строит, и с.-х. школы. В нач. 40-х гг. создана система Гос. трудовых резервов, к-рая продолжала развиваться после 1945: было восстановлено и вновь открыто 508 проф.-тех. уч. заведений, в т. ч. 165 ремесл. уч-щ, 30 ж.-д. уч-щ, 313 школ ФЗО, в к-рых обучалось 126 тыс. чел. В 1954 открылись техн. уч-ща. С 1958 все типы нач. проф. уч. заведений реорганизованы в сел. и гор. проф.-тех. уч-ща (205 тыс. учащихся в 1962). С нач. 70-х гг. на У. созданы ср. проф. тех. уч-ща с 3—4-летним сроком обучения, дававшие выпускникам нач. проф. и общее ср. образование (в 1970/71 уч. г. -св. 110 уч-щ, 36 тыс. учащихся). В 1940—81 гос. системой проф.-тех. образования на У. было подготовлено св. 8 млн. квалифициров. рабочих. В нач. 90-х гг. в республике работало ок. 1 тыс. проф.-тех. уч-щ, в к-рых по 650 профессиям обучалось 440,5 тыс. учащихся.

Подготовка преподавателей для проф.-тех. уч-щ ведётся пед. ин-тами и индустр.-пед. техникумами.

Среднее специальное образование. В кон. 19 - нач. 20 вв. сформирована система пром. уч-щ, в к-рую входили и ср. специальные - для подготовки техников. В кон. 19 в. было 11 ср. техн. и с.-х. уч-щ, в т. ч. горное - в Горловке, политехн. и элект-ромеханич. - в Одессе, техническое - в Николаеве, землемерное - в Полтаве, сельскохозяйственные - в Харькове, Умани, Херсоне и др. Ср. пед. образование давали учительские ин-ты. В 1914/15 уч. г. на терр. У. было 88 ср. спец. уч. заведений (12,5 тыс. учащихся).

В 20-х гг. техникумы на У. создавались как высш. уч. заведения, готовившие специалистов узкого профиля. В 1930 они были реорганизованы в ср. спец. уч. заведения. В 1940/41 уч. г. в более чем 690 таких учреждений обучалось св. 196 тыс. чел. К 1941 в нар. х-ве У. было занято 294,5 тыс. специалистов со ср. спец. образованием. С 1945 восстановление и стр-во техникумов и уч-щ стали частью широкой гос. программы ликвидации последствий войны. В 1945/46 уч. г. контингент учащихся достиг 164,1 тыс. чел., т. е. 83,6% довоен. уровня. В 50-х гг. число учащихся возрастало в значит. мере за счёт выпускников ср. школ. В 70—80-х гг. началась подготовка кадров по новым специальностям: микроэлектроника, программирование для ЭВМ и АСУ, произ-во пром. роботов и др. В 1-й пол. 90-х гг. в 730 ср. спец. уч. заведениях ежегодно обучалось св. 700 тыс. чел. Среди 133 тыс. преподавателей 95% имели высш. образование.

Высшее образование. Первыми высш. уч. заведениями на У. были Киево-Могилянская академия (осн. в 1632). и Львовский университет (осн. в 1661; находился под австр. управлением). В 1805 был открыт Харьковский ун-т, в 1834 - Киевский. В 1-й пол. 19 в. высш. образование давал полный курс нек-рых привилегиров. уч. заведений: Кременец-кий, Ришельевский и Нежинский лицеи. В 1865 Ришельевский лицей был преобразован в Новороссийский ун-т. Во 2-й пол. 19 в. на У. началась подготовка специалистов с высш. образованием для промети и с. х-ва; были созданы Харьковский вет. ин-т (1851), Харьковский технол. ин-т (1885), Киевский политехн. ин-т (1898, по инициативе Д. И. Менделеева), Екатеринославское высш. горное уч-ще (1899). и др. Работали Высшие жен. курсы в Киеве (1878—89 и с 1905), Одессе (с 1906), Харькове (с 1913), жен. мед. ин-т в Киеве (с 1907). В 1914/15 уч. г. на У. (в совр. границах). насчитывалось 27 высш. учебных заведений, в к-рых обучалось 35,2 тыс. студентов. Обучение на укр. яз. в вузах не было принято.

В УССР. в 1919 в Киеве, Харькове, Екатеринославе (где с 1918 работал ун-т). при вузах были открыты подготовит, курсы, в 1921 создали рабфаки. В 20-х гг. на У. подготовку специалистов с высш. образованием осуществляли техникумы и ин-ты. В 1927/28 уч. г. на У. работало св. 39 высш. уч. заведений (29,1 тыс. студентов). В 30-х гг. произошла перестройка системы высш. образования: техникумы стали ср. спец. уч. заведениями; были созданы новые вузы: индустр.-техн., с.-х., экон., пед., мед. В 1932—33 были восстановлены как укр. вузы Киевский, Харьковский, Одесский и Днепропетровский (Екатеринослав-ский). ун-ты. В 1938/39 уч. г. в УССР. было 129 высш. уч. заведений (124,4 тыс. студентов).

На зап.-укр. землях и в Сев. Буковине до их воссоединения с УССР. действовало 5 высш. уч. заведений. Преподавание в Черновицком ун-те велось (с 1920). на рус. яз., в др. вузах - на польском. В 1921—25 в ответ на запрещение принимать во Львовский ун-т украинцев был организован Львовский тайный ун-т (в 1921/22 уч. г. - 1258 студентов). После воссоединения зап.-укр. земель с УССР. число высш. уч. заведений увеличилось: в 1940/41 уч. г. работало уже 15 вузов.

В нач. Вел. Отеч. войны мн. вузы республики были эвакуированы в вост. р-ны СССР. В 1945/46 уч. г. была возобновлена деятельность 154 укр. вузов (137 тыс. студентов). В 1965 число студентов увеличилось до 690 тыс., в 1970 - до 806,6 тыс.

По Закону об образовании 1991 к вузам отнесены техникумы (уч-ща), колледжи, ин-ты, консерватории, академии и ун-ты. Вузы могут создавать разл. комплексы уч. объединений. В вузах возможно получение проф. образования как полного, так и неполного профиля.

В 1-й пол. 90-х гг. работало ок. 150 вузов, в к-рых обучалось св. 870 тыс. студентов, из них св. 66% - украинцы. Среди вузов: 9 ун-тов (Днепропетровский, Донецкий, Запорожский, Киевский, Львовский, Одесский, Ужгородский, Харьковский, Черновицкий), 50 инж.-техн., 42 - пед. ин-та. В проф.-пре-подават. корпусе вузов - св. 63 тыс. специалистов, в т. ч. св. 5% -доктора и св. 52% - канд. наук.

Педагогическое образование. В 1-й пол. 19 в. пед. подготовку будущих учителей осуществляли пед. ин-ты при Харьковском (с 1811). и Киевском (с 1834). ун-тах. В кон. 1850-х гг. пед. ин-ты были закрыты. Учителя гимназий и др. средних уч. заведений получали образование в ун-тах и лицеях. В 60—70-х гг. 19 в. начала формироваться сеть пед. уч. заведений. Были открыты 3-летние учительские семинарии для подготовки педагогов для нач. школ. Среди первых учительских семинарий: Коростышев-ская (осн. в 1869), Херсонская (1871), Аккерманская (1872), Переяславская (1878). Подготовку учителей гор. школ вели учительские ин-ты. Первый учительский ин-т был открыт в Глухове (1874). Пед. подготовку студентов осуществляли Нежинский ист.-филол. ин-т (в 1875—1917 выпустил 400 учителей), Фребелевский жен. пед. ин-т в Киеве (1908—14), Высш. жен. курсы в Одессе и Харькове. На зап. У. учителей для нар. школ готовили Львовская, Черновицкая, Мукачевская, Ужгородская и др. учительские семинарии. В 1914/15 уч. г. на территории У. было 26 учительских семинарий и 6 учительских ин-тов (по данным на 1.1.1917, соответственно 44 и И).

В 20-х гг. в УССР. существовало 2 типа высших пед. уч. заведений: пед. техникумы (в 1921—25 наз. высшими пед. курсами). и ин-ты нар. образования (ИНО). Пед. техникумы (3 года обучения). организовывались на базе учительских семинарий и готовили, как правило, учителей 1-—4-х кл. 7-летней школы. ИНО (4 года обучения). открывались на базе учительских ин-тов, ун-тов, Фребелевских курсов и готовили учителей для школ-семилеток (ф-ты социального воспитания). и преподавателей для проф. школ (ф-ты проф. образования).

В 1930 пед. техникумы получили статус ср. спец. уч. заведений, а на базе ИНО из соответствующих ф-тов были созданы самостоят. ин-ты социального воспитания (для подготовки пед. кадров для общеобразоват. школ, внешк. учреждений и пр.). и ин-ты проф. образования (для подготовки преподавателей техникумов и школ ФЗУ). Ин-ты соцвоса в 1934 были преобразованы в пед. ин-ты, ин-ты проф. образования вошли как ф-ты и отделения в состав ун-тов и втузов. В 1940—41 на У. работало 20 пед. и 40 учительских ин-тов (137 тыс. студентов).

После 1945 пед. уч. заведения восстанавливались в первоочередном порядке; в 1945—50 действовали также пед. классы. В 50-х гг. учительские ин-ты были преобразованы в пед. ин-ты и уч-ща. В нач. 90-х гг. педагогов с высш. образованием готовили 10 ун-тов, 29 пед. ин-тов (в т. ч. 2 ин-та иностр. языков), в к-рых обучалось св. 146 тыс. студентов; педагогов со ср. спец. образованием - 50 пед. уч-щ, где обучалось св. 70 тыс. учащихся. Система повышения квалификации педагогов охватывает св. 20 ИУУ, а также спец. подразделения ун-тов и др. вузов.

Педагогическая наука. Нар. воспитат. идеалы - трудолюбие, уважение к старшим, любовь к родному краю, храбрость - отражены в устном нар. творчестве вост. славян (былины, сказки, пословицы, поговорки и др.). Пед. идеи времён Киевской Руси сформулированы в «Поучении Владимира Мономаха детям» (кон. 11 - нач. 12 вв.). В 16—17 вв. деятели братских школ И. Борецкий, М. Смотрицкий, Л. Зиза-ний, П. Могила и др. внедряли в уч. заведениях передовые для своего времени принципы и методы обучения. Учебники, созданные в Киеве, Львове и др., «Адельфо-тес» (1591), «Грамматика словенска..» Л. Зизания (1596), «Грамматика словенска» М. Смотрицкого (1619). получили европ. признание. В 17 - 1-й пол. 18 вв. подъём пед. мысли связан с Киево-Моги-лянской академией и деятельностью её профессоров И. Гизеля, С. Яворского, Феофана Прокоповича и др. В 18 в. значит. вклад в развитие укр. педагогики внёс Г. Сковорода. На необходимость развития нар. образования указывал основатель Харьковского ун-та В. Н. Каразин. В сер. 19 в. интерес к проблемам просвещения проявился в деятельности членов тайной полит. орг-ции - Кирилло-Мефодиевского об-ва, в к-рую входили студенты Киевского ун-та. Идеологом демокр. крыла об-ва был Т. Г. Шевченко, к-рый резко осуждал образоват. политику самодержавия и рассматривал просвещение народа как одно из гл. условий нац. и социального прогресса. В 1861 Шевченко издал для воскресных школ «Букварь южнорусский». В том же году были созданы два укр. букваря по звуковому методу: экспериментальный рукописный - известным филологом А. А. Потебнёй и печатный (изд. в Москве) - И. П. Деркачёвым.

В 60-х гг. 19 в. на У. работали такие известные педагоги, как Н. И. Пирогов (был попечителем Одесского и Киевского уч. округов в 1856—61). и Н. А. Корф. Проблемы образования взрослых разрабатывала X. Д. Алчевская - организатор воскресных школ в Харькове. Вопросы теории, организации и методики обучения развивал вслед за К. Д. Ушинским укр. педагог Н. Ф. Левицкий.

Демократия, направление укр. пед. мысли 2-й пол. 19 в. связано с именами М. П. Драгоманова, П. А. Грабовского, Леси Украинки, И. Я. Франко. Значит. вклад в педагогику нач. обучения внёс Т. Г. Лубенец, автор учебников для нач. школ, работ по методике преподавания укр. языка и арифметики и по общей педагогике. С работой лабораторий Новороссийского и Харьковского ун-тов связано становление в России нек-рых направлений эксперим. психологии (H. H. Ланге и др.).

После Окт. революции пед. теория перестраивалась на основе марксизма. Развитию исследоват. работы в педагогике способствовало создание в 1926 в Харькове Укр. НИИ педагогики (с 1934 - в Киеве, с 1955 - совр. назв.), с к-рым связана активизация исследования по психологии (П. И. Зинченко, Г. С. Костюк и др.).

Творчески разрабатывал педагогику на У. А. С. Макаренко. Почти до кон. 20-х гг. в пед. науке и в практике организации образования доминировали идеи монотехнизма, сторонниками к-рого были Г. Ф. Гринько, Я. П. Ряппо. В 1945 осн. укр. Ин-т психологии (директор Костюк). В 50—60-х гг. на У. исследовались проблемы воспитания молодёжи, дидактики и частных методик, истории педагогики: создавались новые учебники, программы и планы; в кон. 50-х гг. созданы новые варианты шк. учебников по истории и географии У. В 50—60-х гг. получила известность науч. и практич. деятельность В. А. Сухомлинского, разрабатывавшего актуальные вопросы воспитания, пед. этики, управления школой.

В 60—80-х гг. известность приобрели творческие поиски путей обновления воспитат. практики общеобразоват. школы, связанные с деятельностью Т. Ф. Бугай-ко, А. А. Захаренко, а также с эксперим. исследованиями рус. педагогов на У. - В. П. Шаталова (Донецк), В. В. Репкина (Харьков), М. П. Щетинина.

Исследоват. работа ведётся в н.-и, ин-тах педагогики и психологии, на кафедрах педагогики и психологии ун-тов и пед. ин-тов, ИУУ. В 1992 образована Академия пед. наук У. (през. - Н. Д. Ярманенко). В нач. 90-х гг. разработаны и изданы новые программы и учебники по гуманитарным предметам для разл. групп учащихся, в т. ч. для обучающихся на рус. яз., а также для крымских татар.

Подготовкой учебников для школ и вузов заняты сотрудники НИИ Укр. АН. При Академии пед. наук работает (с 1977). Пед. музей (осн. в 1948 как Респ. пед. выставка). В Пед. об-ве (осн. в 1960). состояло св. 470 тыс. членов.

Педагогическая и детская периодика. Вопросы образования, обучения и воспитания поднимались на страницах укр. периодики со 2-й пол. 19 в. - в журнале «Основа» (1861—62), еженедельнике «Черниговский листок» (1861—63). В 1880-х гг. появились спец. пед. издания: журн. «Пед. вестник» (1881—83), еженедельник «Проф. школа» (1891—92), газ. «Шк. обозрение» (1889—1905). Журн. «Киевская старина» (1882—1906). публиковал очерки по истории просвещения и школы на У. Пед. периодика издавалась в Галиции (газ. «Учитель», «Газета школьна», «Школьна часопись», журн. «Учитель» и др.). и на Буковине («Буко-винская пед. газета», газ. «Руска школа» и др.). С либеральных позиций освещал вопросы шк. образования, внешк. и семейного воспитания укр. пед. журн. «Сватло» (1910—14). Фребелевское об-во в Киеве издавало на рус. яз. журн. «Дошк. воспитание» (1911—16).

В первые годы сов. власти появились многочисленные пед. газеты, журналы, бюллетени на укр. яз., в к-рых освещались актуальные задачи образования. В 20-х гг. выходили журн. «ЕНстник Нар-компросу УРСР», «Пролетарська освита», «Шлях ocbjth», «Радянська освгга», «Дитячий рух» и др.

До нач. 90-х гг. выходили пед. журн. «Радянська школа» (с 1922), «Украшська мова i лггература в школ!» (с 1951), «Рус. яз. и лит-ра в ср. уч. заведениях УССР» (с 1976; до 1984 наз. «Рус. яз. и лит-ра в школах УССР»), «Початко-ва школа» (с 1969), «Дошкшьне вихован-ня» (с 1931), газ. «Радянська освгга» (с 1940).

Просмотров: 817
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • БУДНЫЙ Беняш (кон. 16 - нач. 17 вв.)
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (пед.)
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМ МИНИМУМОМ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
  • ЗИЗАНИЙ (Тустановский) Стефан (2-я пол. 16-нач. 17 в.)
  • КРАТИЛ (KRATYLOS) из Афин (2-я пол. 5 в. - нач. 4 в. до н.э.)
  • КРАТИЛ из Афин (2-я пол. 5 в. - нач. 4 в. до н.э.)
  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в пед.)
  • Моделирование (в пед.)
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ МИГРАНТОВ
  • ПЕД(И)
  • ПЕД- (PAED-), ПЕДО-
  • ПЕДИЯ, ПЕД(О)
  • ПЕРИОДИКА для детей и юношества
  • ПЛОЩАДЬ КЛАССНЫХ КОМНАТ ДНЕВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО УЧАЩЕГОСЯ
  • Площадь классных комнат дневных общеобразовательных школ в расчете на одного учащегося
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Сменность работы школ
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • Численность учащихся (студентов) образовательных учреждений
  • ЧИСЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ (СТУДЕНТОВ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь