|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
УЧЁНЫЕ СТЕПЕНИ И ЗВАНИЯофиц. подтверждение науч. квалификации специалиста и его роли в уч.-воспитат. процессе в высш. уч. заведении; присуждение степеней и присвоение званий - форма аттестации науч. кадров. Практика присуждения учёных степеней ведёт историю со времён первых зап.-европ. университетов. В 12 в. степень «доктор права» была присуждена в Болонском ун-те, «доктор медицины» - в Салернском ин-те (Италия). В 13 в. Парижский ун-т ввёл степень «доктор богословия». Первоначально наименования «доктор» (лат. doctus - «учёный»). и «магистр» (лат. magister - «учитель»). были близки друг другу и взаимозаменяемы. Степени «доктор» предшествовала степень «лиценциат» (лат. licenciatus - «имеющий право»), получение к-рой предполагало сдачу экзамена и представление письменной работы, а степени «магистр» - «бакалавр» (позднелат. Васса-laureus - «увенчанный лаврами»), присуждавшаяся лицам, успешно сдавшим экзамен по специальности. Иерархич. система степеней «магистр» - «доктор» сложилась в 15—17 вв. С распространением ун-тов она была введена в большинстве стран Европы и закреплена университетскими уставами. В тех ун-тах, где низшие степени («бакалавр», «лиценциат»). упразднялись, предъявляемые к ним требования переносились на высшие; в ряде стран для получения степени «магистр» был введён экзамен по специальности. Присуждение степеней длительное время сопровождалось торжеств, церемонией, символизировавшей вступление в учёное братство. При корпоративной организации ун-тов степень «магистр» давала право на замещение должности преподавателя лишь в стенах определённого ун-та, тогда как присвоение степени «доктор» было предпосылкой самостоят. ведения уч. и исследоват. работы. В 16—17 вв. в ун-тах Италии и Германии сложилась практика науч. руководства диссертантами. Эта миссия возлагалась на доктора наук - науч. руководителя (итал. Padrone, нем. Doktorvater), к-рый определял тему диссертац. исследования, оценивал его науч. достоинства и провозглашал диссертанта доктором. К 17 в. относится появление первых печатных диссертаций. В 18 в., с преобразованием ун-тов в гос. учреждения, была введена процедура защиты диссертаций на коллегиальном заседании учёного совета. В 19 в. присуждение степеней стало контролироваться гос. органами и регламентироваться законодательством. Степень «доктор наук» является высшей. В большинстве заруб. стран наименование степени «доктор» не отражает детальной специализации: «доктор философии» означает присуждение этой степени филос. ф-том, к-рый, как правило, объединяет специалистов как гуманитарных, так и естеств. наук. В ун-тах Великобритании и стран, традиционно приме- няющих брит, систему организации ун-тов, степень «доктор философии» (do-ctor of philosophy). присуждается гуманитариям; для специалистов по естеств. наукам принято обозначение «доктор наук» (doctor of sciences). Во Франции и странах, использующих франц. систему высш. образования, наименование «доктор» охватывает неск. степеней. Низшая среди них - «доктор третьего цикла» (docteur de troisieme cycle; таким циклом считаются 5-й и 6-й годы обучения в ун-те). Высшие по отношению к ней - степени «доктор ун-та» (docteur de lUni-versite; установлена в 1897; присуждается по итогам защиты диссертации и - как облегчённая в отношении требований - предназначается гл. обр. для иностранцев). и «государственный доктор» [docteur de lEtat; требуется представление двух печатных диссертаций - главной (these principale). на тему, избранную диссертантом, и дополнительной (these complemen-taire). на тему, определённую ф-том]. В 1935 в Германии кроме степени «доктор наук» была введена степень «Doctor habilitatus», представлявшая право на замещение должности профессора ун-та. В ун-тах ФРГ в докторский диплом вносится оценка, полученная на докторском экзамене, а также оценка защиты. В ФРГ, Австрии, Италии степень «доктор» является единственной. Во мн. странах специалисту в знак признания науч. заслуг может быть присуждена почётная степень «доктор наук» (honoris causa; сокр.: h. с.). В заруб. ун-тах, организованных по образцу британских, степени «доктор» предшествует степень «магистр». За диссертации по гуманитарным специальностям присуждается степень «магистр иск-в» (master of arts), за диссертации по естественным и техн. специальностям - «магистр наук» (master of sciences). B Японии степень «магистр» (shusi). присваивается по всем наукам. В Болгарии, Румынии, Чехии и Словакии степень «магистр» в 50-е гг. была приравнена к сов. учёной степени «кандидат наук» и предшествовала степени «доктор». Во Франции, Польше, Швеции, Дании, Норвегии и большинстве лат.-амер. стран степень «магистр» присуждается по окончании ун-та и не требует представления спец. диссертации. В Финляндии, Греции, Испании, Португалии, Мексике и Эквадоре степени «магистр» соответствует степень «лиценциат», присуждение к-рой предполагает сдачу экзамена и представление печатного труда. В лат.-амер., скандинавских странах, в Швейцарии система учёных степеней дифференцирована более широко: степень «лиценциат» присуждается по окончании высш. уч. заведения. В Бельгии, Нидерландах, Швеции, Дании и Норвегии ступенью к степени «лиценциат» считается степень «кандидат наук», присуждение к-рой свидетельствует о прохождении определённой части университетского курса. Низшей уч. степенью в странах с брит, типом организации ун-тов, а также в Японии и во мн. гос-вах Лат. Америки считается степень «бакалавр», присваиваемая лицам, сдавшим экзамены по университетским дисциплинам, связанным с введением в специальность. Во Франции и странах с франц. типом организации ун-тов бакалаврами именуются лица, имеющие аттестат зрелости, т.е. термин не относится к учёным степеням. В России учёные степени учреждены в 19 в. С 1803 предусматривалась на фил ос. и юрид. ф-тах ун-тов система 3 степеней: «кандидат ун-та», «магистр», «доктор», а на мед. ф-те - «доктор медицины». Степени присуждались на основе отд. университетских уставов. В 1819 Мин-вом нар. просвещения было утверждено обязательное для всех рос. ун-тов «Положение о производстве в учёные степени», согласно к-рому степень «кандидат ун-та» присваивалась всем выпускникам, отлично окончившим курс. Для др. соискателей-выпускников присуждение этой степени предполагало написание сочинения в присутствии экзаменаторов. Магистерский экзамен состоял из 2 вопросов, докторский - из 4. На них полагалось ответить в письменной форме. Докторские диссертации было принято писать на латыни. Кандидат.н. доктор именовались по ф-ту, а магистр получал наименование по одному из 14 разрядов наук, впервые установленных в практике присуждения учёных степеней. Утверждение в степени «магистр» и «доктор» производилось министром нар. просвещения. По «Положению об испытании на учёные степени» от 1837 было уменьшено число вопросов на докторском экзамене, разграничены главные и доп. предметы магистерских испытаний. Латынь стала обязат. языком лишь для диссертаций по классич. филологии и медицине. Нововведения затронули и разряды наук. Степень «доктор» без специализации сохранилась только для юристов («доктор прав»). Были учреждены степени: «доктор матем. наук», «доктор естеств. наук», «доктор общей словесности» и «доктор вост. словесности». «Положением о производстве в учёные степени» (1844). число разрядов наук, по к-рым присуждалась степень «магистр», увеличилось до 22. Латынь как обязат. язык диссертаций по классич. филологии была отменена, докторские диссертации по медицине писались на латыни до 1859. Университетский устав 1863 предоставил учёным советам право присваивать заслуженным учёным степень «почётный доктор» без защиты диссертации, а лицам, не имевшим степени магистра, и без экзамена. В 1864 были упразднены докторский экзамен и утверждение диссертаций мин-вом. Число разрядов наук увеличилось до 39, одинаковое для магистров и докторов. Разряды наук, определявшие специализацию учёного, в принципе стали соответствовать делению по кафедрам ун-тов. С 60-х гг. 19 в. рукописные диссертации сменились печатными; в отличие от стран Зап. Европы, стала практиковаться их публикация в учёных записках и трудах ун-тов и науч. об-в, а также в отраслевых журналах. К диссертации прилагались печатные тезисы, отражающие осн. науч. положения, выносимые на защиту. Диссертация, не допущенная к защите одним из рос. ун-тов, могла быть представлена в другой. Университетский устав 1884 упразднил степень «кандидат ун-та» и предоставил ф-там право в отд. случаях присуждать степень «доктор» за магистерскую диссертацию. После октября 1917 учёные степени были упразднены распоряжением Нар-компроса РСФСР. от 1 нояб. 1918. В СССР. необходимость новой системы учёных степеней широко обсуждалась в науч. печати ещё в 20-х гг. В январе 1934 и марте 1937 были введены степени «кандидат наук» и «доктор наук», установлены кандидатские экзамены и определён порядок защиты диссертаций. В 1934 была учреждена общесоюзная Высш. аттестац. комиссия (ВАК). Для присуждения степеней были установлены представление печатного автореферата диссертации (с 1949). и обязательность предварит, публикаций по теме диссертации (с 1958), ограничение объёма диссертации (с 1973). В 70- 80-х гг. квалификация специалистов осуществлялась по отраслям: физ.-мат., хим., биол., геол.-минералогич., техн., с.-х., геогр., юрид., пед., психологич. (отделены от педагогических в 1968), мед., фармацевтич., вет. науки, искусствоведение, архитектура. Внутри каждой отрасли науки предусматривались дальнейшие подразделения (в целом св. 500 специальностей). Г. Г. Кричевский. В Рос. Федерации порядок присуждения учёных степеней определяется соответств. Положением, утверждённым пр-вом в октябре 1994. Присуждение учёных степеней происходит в специализиров. диссертац. советах, к-рые создаются Высш. аттестационным к-том (образован в 1992). Учёные звания - форма выражения офиц. и науч.-обществ, признания заслуг учёного, в т. ч. в подготовке науч. работников, в создании уч. и уч.-науч. лит-ры. Одновременно учёные звания служат для обозначения нек-рых ведущих должностей в высш. уч. заведениях и научные - в н.-и, учреждениях (напр., «науч. сотрудник»). Впервые в высш. школе статус «профессор» (лат. professor - учитель). был установлен в Оксфордском ун-те в 16 в. Как правило, в учёном звании «профессор» утверждался доктор наук. В дальнейшем в ряде стран были введены звания «штатный (ординарный). профессор» и «внештатный (экстраординарный). профессор». Звание «доцент» (лат. docens, род. пад. docentis - «обучающий»). могло быть присвоено лицам, имеющим одну из низших учёных степеней. В 19 в. во мн. странах введены также должности «приват-доцент» (получали оклад, состоявший из отчислений от платы за обучение студентов). В ун-тах с брит, системой организации званию «доцент» соответствуют «товарищ профессора» (associate professor). и «помощник профессора» (assistent professor). В странах с франц. системой организации высш. образования одно из младших учёных званий - «агреже» (с 1808), к-рое присваивается по отраслям наук. Агреже могут преподавать в лицеях и на ряде ф-тов ун-тов. В России звание «профессор» закрепилось после учреждения Моск. ун-та (1755). До 1863 званию «доцент» соответствовал «адъюнкт-профессор». В 1863 установлено звание «доцент», а с 1884 - «приват-доцент». Для получения звания «приват-доцент» требовалось сдать магистерский экзамен и прочитать 2 пробные лекции в присутствии преподавателей ф-та. В С С С P звания присваивались преподавателям вузов и науч. работникам в зависимости от выполняемой ими науч.-пед. и исследоват. работы. В вузах в 20-х гг. установлены звания «профессор», «доцент» и «ассистент», в науч. учреждениях - «старший науч. сотрудник», «младший науч. сотрудник». Система аттестации на учёные звания в науч. учреждениях неск. раз пересматривалась. В 1986 в них установлены должности главного, ведущего, старшего научного, научного и младшего научного сотрудников. В Рос. Федерации с 1994 науч. работникам по решению ВАК Рос. Федерации может присваиваться звание «профессора» по специальности, а по решению учёного (науч.-техн.). совета соответствующей науч., н.-и, организации или вуза - «старший науч. сотрудник» по специальности. Для присвоения звания «профессор» требуется степень доктора наук и наличие, как правило, не менее 5 учеников, к-рым присуждены учёные степени за работы, созданные под науч. руководством данного доктора наук. Для присвоения звания «старший науч. сотрудник» по специальности требуется наличие учёной степени и изобретений или печатных науч. работ. С 1995 учёные звания «профессор по кафедре» и «доцент по кафедре» присваиваются Гос. к-том Рос. Федерации по высш. образованию науч.-пед. работникам высш. уч. заведений и учреждений доп. проф. образования, имеющих гос. аккредитацию. Учёное звание «профессор по кафедре» присваивается, как правило, докторам наук, работающим в должности профессора, если они читают курсы лекций, имеют уч.-метод, и науч. труды, а также руководят исследованиями аспирантов или соискателей. Учёное звание «доцент по кафедре» присваивается, как правило, докторам и кандидатам наук, работающим в должности доцента, читающим курсы лекций и имеющим уч.-метод, и науч. труды. Особые условия для получения учёного звания «профессор (или доцент). по кафедре» определены для деятелей иск-в, • художников, архитекторов, а также специалистов физич. культуры и спорта. Б. М. Михайлов. Офиц. публ.: Об утверждении Положения о порядке присуждения науч. и науч.-пед. работникам ученых степеней и присвоения науч. работникам ученых званий, «Бюлл. Гос. К-та Рос. Федерации по высш. образованию», 1995, № 2; Об утверждении Положения о порядке присвоения ученых званий науч.-пед. работникам образоват. учреждений высш. проф. образования и доп. проф. образования (повышения квалификации). специалистов, там же, 1995, № 9. Лит.: Кричевский Г. Г., Ученые степени в ун-тах дорев. России, «История СССР», 1985, № 2; Bengeser G., Doktorpromotion in Deutschland, Bonn, 1964; Grandpre M., Glossaire international. Ter-mes dusage courant en matiere de certificats detu-des secondaires et de diplomes et grades de len-seignement superieur dans quarante-cinq pays, [P.], 1969; Pruszynski J., Stopnie nauko-we. Studium z prawa administracyjnego, Wroclaw - [e. a.], 1983.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|