ТУРКМЕНИЯ

Туркменистан, гос-во в Ср. Азии Пл 488,1 тыс. км2 Нас 3622 тыс. чел (1989, перепись), в т.ч. 72% - туркмены Гос. яз - туркменский Столица - Ашхабад

В 1989 на 1000 чел населения в возрасте 15 лет.н. старше приходилось 864 чел с высш. и средним (полным и неполным). образованием (в 1979 - 748 чел). В отраслях экономики было занято 275,9 тыс. специалистов, в т.ч. 128,3 тыс. с высшим и 147,6 тыс. со ср. спец. образованием

Дошкольные учреждения созданы в 1919 в Полторацке (с 1927 - Ашхабад), Мерве (с 1937 - Мары). и Красноводске Развитие дошк. воспитания активизировалось после образования Туркм ССР. В 1925 в Мерве и Чарджоу были созданы дет. дома для дошкольников, в селах Мервского и Полторацкого округов открыто 13 дет. садов (на 50 мест каждый), в 1926—27 - ок 20 дет. садов, 8 ясель и дошк. учреждений В 30-х гг появились первые метод разработки для туркм дошк. учреждений К нач 40-х гг работало ев 930 дошк. учреждений (25 тыс. воспитанников), в т.ч. ев 350 - в сел местности Были организованы вечерние дошк. отделения при Ашхабадском пед. уч-ще (1935), а также при Марыйском, Чарджоуском и Красновод-ском пед. уч-щах (1945).

В 60—70-х гг открылись гл. обр. дошк. учреждения типа ясли-сад В сер. 80-х гг стали разрабатываться обновленные программы воспитания, учитывавшие в большей, чем в предшествовавшие годы, степени интересы семьи, а также связь с нац. традициями В нач 90-х гг в почти 1500 постоянных дошк. учреждениях Т воспитывалось ев 180 тыс. детей, в т.ч. в 940 яслях-садах - ев 160 тыс. детей Охват детей соответствующего возраста дошк. учреждениями составлял ок 33% В периоды весенних полевых и хлопкоуборочных работ действуют сезонные дет. сады и т.п.

Общеобразовательная школа В сер. 7 в терр совр. Т завоевана арабами, на ней распространился ислам Крупнейшим центром мусульм культуры в Т сталМерв, в 11- 12 вв столица гос-ва сельджуков, где работали неск. медресе, крупные хранилища рукописей, школа для подготовки гос. чиновников В нач 13 в терр Т попала под власть правителей Хорезма и впоследствии была завоевана Чингисханом Оседлое население обширной Туранской низменности (большей части терр Т). было разорено В 14 в Т присоединена к империи Тимура, в 16—17 вв находилась под властью Хивинского и Бухарского ханств и вновь подверглась опустошению в результате многочисленных династич войн В нач 18 в туркм племена создали оазисы в пустыне, заселили Устюрт.н. Мангышлак

Во 2-й пол 19 в терр Т присоединена к Рос гос-ву и стала частью Закаспийской обл Рос власти открывали в гор поселениях рус -туземные школы С прокладкой линии Закаспийской ж д школы для русских и др. переселенцев открывались на станциях, в уездных центрах До 1917 рус школы подчинялись Гл. управлению гражд уч заведениями в Туркестанском крае Грамотность населения в 1897 составляла 7,8% (среди мужчин - 11,5%, женщин - 2,7%). Среди туркм населения грамотных насчитывалось ок 0,7% В 1914/15 уч г. на терр Т работало 58 школ (гл. обр. русских, были также греч. и евр нач школы), в к-рых обучалось 6,8 тыс. учащихся,из нихвсел местности - 27школ(1,5 тыс. учащихся). В 200 мектебах училось 2,5 тыс. мальчиков, индивидуально мусульм образование получало ок 500 девочек, действовали 85 медресе и неск. новометодных школ

В 1918 в Туркестанской ССР, в к-рую вошла быв Закаспийская обл, началось создание сов школ с обучением на родном языке (к нач 1918/19 уч г. их насчитывалось 39, в т.ч. 13 туркменских). Первоочередной задачей стала ликвидация неграмотности В 1924 осн.респ бюро об-ва «Долой неграмотностьь, была развернута сеть пунктов ликбеза, школ для неграмотных и малограмотных В 1928/29 уч г. в Т работало ок 900 школ для взрослых (грамотность населения республики к 1939 достигла 77,7%).

В 1927—28 письменность была переведена с арабского на лат алфавит, в 1940 - на рус графику Одновременно шла нормализация туркм лит языка Вместе с тем перевод туркм письменности на новые алфавитные системы осложнил связь образования с предшествовавшей письменной культурой

В 1924/25 уч г. было 170 школ, в к-рых обучалось 16,9 тыс. детей В Туркм ССР. (с 1925). сеть общеобразоват. школ быстро развивалась В 1929/30 уч г. насчитывалось ев 600 школ (50 тыс. учащихся, или 60% детей шк. возраста). В 20-х гг в окружных и районных центрах строились также школы-интернаты (32 - в 1925/26 уч г.). В кон 20-х гг мектебы и медресе прекратили свою деятельность Одной из важнейших проблем, обусловленных мусульм традицией, стало обучение девочек-туркменок Был принят ряд законов, обеспечивающих охрану прав женщин в семье и обществе, установлены льготы для туркмен, обучающих своих дочерей в школе Создавались отдельные жен школы и школы-интернаты, дет. дома В 1927/28 уч г. в сел жен школах училось 2,7 тыс. девочек (в 10 раз больше, чем в 1923/24 уч г. В 1930 введено всеобщее нач обучение, сначала в городах, рабочих поселках и р-нах, где проводилась коллективизация, несколько позже - в остальных местностях В 1932/33 уч г. работало ев 2 тыс. школ, в к-рых обучалось 103 тыс. чел С 1933/34 уч г. школы стали укрупнять С 1937/38 уч г. начался переход ко всеобщему 7-летнему образованию К 1940/41 уч г. действовало 1254 школы (в т.ч. 421 начальная, 737 семилетних и 94 средние), в к-рых обучалось 240 тыс. чел С 1943 стали создаваться вечерние школы рабочей молодежи, с 1944 - вечерние школы сел молодежи

Введение 7-летнего всеобуча завершено в 1949/50 уч г. Вместе с расширением сети нач и 7-летних школ осуществлялось дальнейшее развитие ср. образования С 1959/60 уч г. введено всеобщее обязат 8-летнее обучение Реорганизация неполных ср. школ завершилась в 1962/63 уч г. В 50—60-х гг Т достигла уровня полной грамотности населения С сер 70-х гг осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодежи

В сер. 80-х гг начались преобразования в системе школ, продолжившиеся (с 1991). в суверенном Туркменистане В 1994 насчитывалось 1,8 тыс. дневных общеобразоват. школ с 890 тыс. учащихся В 40 вечерних школах занималось 12 тыс. чел В школах занято ев 55 тыс. учителей, в т.ч. 75% с высш. образованием. В соответствии с Законом о языке (1990). отд. нац. группам в местах их компактного проживания предоставлена возможность получать общее образование на родном языке. В 1994 вели обучение на неск. языках (в т. ч. на русском). 180 школ, только на русском - 104 школы. Всего на рус. яз. учится 116,7 тыс. школьников (13%). Имеется св. 90 школ с узб. (св. 45 тыс. учащихся). и 33 с казах. (5,1 тыс.). языками обучения.

По Закону (1993). общее образование установлено обязательным и приобретается в школе с 9-летним обучением. В соответствии с президентской программой новой политики в образовании (осень 1993). шк. обучение предусматривает 2 периода - «соват» («грамота», 4 года). и «билим» («образование», 5 лет). и завершается выпускными экзаменами. В содержании образования особо выделяется изучение истории Т., лит. наследия народа, истории ислама и курса «эдеп» («этика»). Получение проф. и высш. образования возможно только на основе общего образования. Система образования децентрализуется. Уч. заведения могут учреждаться гос. органом, предприятием, частными лицами. Обязательным остаётся лишь следование гос. стандартам. Среди внешкольных учреждений (нач. 90-х гг.): дома дет. творчества (ок. 60), станции юных техников и натуралистов (69), детские муз. и худож. школы (101), ДЮСШ (125). и др.

Профессиональное образование. Организованная подготовка квалифициров. рабочих началась с прокладкой среднеазиат. жел. дороги. В 1895 открылось ж.-д. уч-ще в Ашхабаде. Численность учащихся-туркмен в нём была незначит. ельной. Система нач. (проф.-тех.). образования начала формироваться в 20-х гг. Первая школа ФЗУ открылась при среднеазиат. вагоноремонтных мастерских в Кизыл-Арвате (1922). В 1924/25 уч. г. работало 2 школы ФЗУ (97 учащихся), а в 1932/33 уч. г. - 10 (1073 учащихся). С созданием в 1940 системы Гос. трудовых резервов были открыты 1 ж.-д. уч-ще и 5 школ ФЗО. К янв. 1943 функционировало 20 школ ФЗО и 4 уч-ща (всего 6 тыс. учащихся). В 1941—45 проф.-тех. уч. заведениями было подготовлено св. 16 тыс. молодых рабочих. После 1945 развитие системы проф.-тех. образования тесно увязывалось со стр-вом пром. и др. предприятий. В 1959 проф.-тех. уч. заведения были преобразованы в гор. и сел. ПТУ. С 1969 открылись средние ПТУ. В нач. 90-х гг. насчитывалось 92 ПТУ, в к-рых по массовым профессиям обучалось св. 40 тыс. учащихся (в т. ч. в 80 средних - 38 тыс.).

Среднее специальное образование. Первым уч. заведением была Школа садоводства, огородничества и шелководства в Ашхабаде (осн. в 1892), где вместе с русскими занимались и туркм. учащиеся. В 1919—24 были созданы областная консерватория, туркм. школа иск-в, механич. техникум, полто-рацкий пед. техникум и др. К 1926 в

Туркм. ССР. насчитывалось 16 ср. спец. уч. заведений, в к-рых получали проф. подготовку 1,4 тыс. учащихся (в т. ч. 0,7 тыс. туркмен). В 1930—31 созданы техникумы: зооветеринарные - в Керки и Теджене; зерновых культур, механизации с. х-ва, защиты растений, земле-устроит. -в Ашхабаде; шелководческий - в г. Мары и др. Росла сеть пед. техникумов. В 1940/41 уч. г. действовало 36 ср. спец. уч. заведений (7,7 тыс. чел.). В 50-е гг. заметно увеличилось число девушек-туркменок среди учащихся техникумов. Совершенствовалась отраслевая специализация уч. заведений. Однако их развитие шло по экстенсивному типу. К нач. 90-х гг. в 38 ср. спец. уч. заведениях по 98 специальностям получало проф. образование 35 тыс. чел. С 1993 получение проф. образования возможно в уч. заведениях разл. типа. Президентская программа упразднила прежнюю систему ПТУ. Создано гос. объединение «Се-нет», на к-рое возложена организация платных курсов (3—12 мес). для обучения рабочих широкого профиля и двухгодичных уч. заведений, где будут получать проф. подготовку рабочие осн. отраслей пром-сти Т. - нефтяной, газовой, машиностроительной. Ср. спец. уч. заведения переданы вузам соответствующего профиля.

Высшее образование. Первые вузы, созданные в Туркм. ССР: аг-рохлопковый и зоовет. ин-ты (1930), Туркм. пед. ин-т (1931), Туркм. мед. ин-т (1932). В 1940/41 уч. г. в 5 вузах обучалось ок. 3 тыс. студентов. Важным событием в истории Т. стало создание в 1950 Туркм. ун-та им. А. М. Горького (Ашхабад). Для подготовки геологов, нефтяников, строителей, инженеров и др. был открыт Туркм. политехн. ин-т (1963). В 1972 организован Туркм. пед. ин-т иск-в. В нач. 90-х гг. подготовку специалистов высш. квалификации осуществляли 9 вузов, в к-рых по 80 специальностям обучалось 42 тыс. студентов. Крупнейшие вузы: Туркм. ун-т (8,5 тыс. студентов), политехн. ин-т (5,7 тыс.). В вузах было занято ок. 3 тыс. преподавателей, в т. ч. ок. 3% докторов, ок. 45% канд. наук.

В 1993 все вузы переданы Мин-ву образования; на него возложен гос. контроль за организацией и процедурой экзаменов в течение срока обучения. Комплектование вузов осуществляется в этрапах (районах). на основании собеседований с преподавателями; часть студентов поступает в вузы по направлениям предприятий и хозяйств и обучается на договорной основе. Отменено получение высш. образования по заочной форме. Вузы переходят на многоуровневую подготовку специалистов - от квалифициров. техников (2 года обучения). до бакалавров (4 года). и т. д.

Педагогическое образование. Пед. уч. заведения были созданы в первые годы сов. власти в Ашхабаде. Впоследствии и в уездных центрах (Мерв, Красноводск, Чарджоу). открыты учительские курсы (трёхмесячные, одно- и двухгодичные). В 1921—22 организованы ср. уч. заведения; Туркм. ин-т нар. просвещения (Мерв), пед. техникум (Ашхабад), готовившие учителей гл. обр. для нач. школ. В 1930/31 уч. г. имелось уже 12 пед. техникумов (2,4 тыс. учащихся). С 1931 подготовку пед. кадров высш. квалификации начал пед. ин-т в Ашхабаде, организованный в составе 3 отделений. Для подготовки учителей 7-летних школ в 1939 был открыт учительский ин-т в Чарджоу (с 1950 - Туркм. пед. ин-т); в 1943 начали работу жен. учительский ин-т в г. Мары и учительский ин-т в Ташаузе (с 1953/54 уч г. - пед. ин-ты). Развитию высш. пед. образования способствовало открытие в 1950 Туркм. ун-та. С 1972 педагогов для ср. уч. заведений образования готовит Туркм. пед. ин-т иск-в (Ашхабад). В нач. 90-х гг. в Ун-те, Туркм. пед. ин-те, Ин-те физич. культуры и Пед. ин-те иск-в по пед. специальностям обучалось ок. 22 тыс. студентов; педагогов ср. квалификации готовили Ашхабадское, Керкинское, Краснове дское, Марыйское и Ташаузское пед. уч-ща (всего 5,6 тыс. учащихся). Повышение квалификации пед. кадров осуществляют ИУУ - респ. (осн. в 1931). и областные (Мары, Чарджоу, Ташауз; открыты в 1956—57).

Педагогическая наука. В туркм. нар. педагогике использовались разл. средства: игры, труд, этич. беседы, упражнения в нравств. поведении и др. Особое значение имело устное нар. творчество (пословицы, поговорки, короткие стихотворные произв. нравоучит. характера). В 17—18 вв. в устной передаче стали распространяться отд. фрагменты «Героглы» - туркм. версии фольклорно-эпич. поэмы, общей для неск. ср.-азиат, и ближневост. лит-р, нар. обработки тра-диц. мотивов вост. лит-р («Лейли и Меджнун» и др.), образы к-рых несли с собой значит. воспитат.-нравств. потенциал. С опорой на эти лит. традиции создавали (18—19 вв.). свои произв. поэты Махтумкули, Кемине и др.

После присоединения Т. к России началось знакомство туркмен с рус. культурой и пед. теорией. Центром контактов в области педагогики была Туркестанская учительская семинария (Ташкент). В ней преподавал инспектор нар. уч-щ Закаспийской обл. И. А. Беляев, к-рый ввёл в рус.-туземных школах изучение родного языка, составил и издал в Ашхабаде первые рус.-туркм. словарь (1913). и грамматику туркм. яз. (1915). Выпускники Туркестанской учительской семинарии (М. Атабаев и др.). впервые применили для обучения туркмен грамоте звуковой метод. В 1913 опубликован (Баку). первый туркм. букварь, подготовленный А. Алиевым, применившим метод, идеи К. Д. Ушинского.

В 20-х гг. была продолжена разработка туркм. учебников: изданы кн. «Туркм. букварь» (1920), «2-й год обучения туркм. языку» (1922). (обе в Ташкенте), «Книга для чтения после букваря» (1923, Ашхабад). Алиева и составленный им совм. с

К. Бориевым Рус.-туркм. словарь (1929). Выходили также нач. учебники М. Гель-дыева, Г. Алпарова, С. Гапурова и др. Алиев стал автором первых в Т. книг по методике нач. обучения («Методика арифметики», 1924). С сер. 20-х гг. пед. и метод, разработки сосредоточились в Наркомпросе Туркм. ССР, где при Гос. учёном совете был организован науч.-метод. отдел. При участии специалистов Ин-та туркм. культуры (1927—32). началось систематич. издание туркм. пед. лит-ры.

В 1930 организован Гос. ин-т науч. педагогики (в 1939 объединён с респ. ИУУ). Наиб. активно развивались исследования по преподаванию родного (А. П. Поцелуевский, X. Бейлиев). и русского (А. В. Панов, А. И. Богданов и др.). языков в туркм. школе.

Тематика пед. исследований расширилась в 50-х гг. с созданием АН Туркм. ССР. и её ин-тов, Ашхабадского пед. ин-та и Туркм. ун-та. Началось изучение проблем психологии и др. В 1954 осн. НИИ школ, в 1965 реорганизованный в НИИ пед. наук. Появились историко-пед. исследования (Т. Бердыев, А. Кур-банов, Н. Розыева и др.). Опубликованы труды по трудовому воспитанию (М. Ноботов, X. Аширов и др.), проблемам производств, обучения (Р. Пальванов и др.), по нар. педагогике (Р. Перлиев). В 60-х гг. изданы ориг. учебники по географии Т., истории, лит-ре Т.; в школах введены обновлённые уч. программы и планы. В 1973 реорганизован респ. ИУУ, на кафедрах к-рого развёрнуты работы по теории воспитания, пед. и социальной психологии (Д. Г. Плаксин, Б. Басаров и др.).

В кон. 80-х гг. усилия исследоват. групп и отд. авторов сосредоточены на обновлении содержания общего образования (в соответствии с реформами в системе школ и др. учреждений). и создании соответствующей уч. лит-ры.

Учебники, уч.-пед. лит-ру, лит-ру для детей и юношества выпускает изд-во «Магарыф» («Просвещение», осн. в 1976).

Лит.: Бердыев Т., Очерки по истории школы Туркм. ССР, Аш., 1960; III и х м у p а-д о в О. О., Создание и развитие ср. проф. уч. заведений в Туркменистане (1920—33), Аш., 1967; его же, Дальнейшее развитие сети ср. проф. (спец.). уч. заведений и подготовка кадров для нар. х-ва Туркм. ССР. (1934 - июнь 1941), Аш., 1971; Курбанов А. А., Кузьмин О. Д., Очерки по истории развития пед. мысли в Туркменистане, ч. 1—2, Аш., 1972—73; Па л ьванова Б. П., Развитие нар. образования Туркменистана за годы сов. власти, Аш., 1974. Р. Бердыев, Р. Пальванов,

Просмотров: 1058
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории образования и педагогике
  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • АТТЕСТАЦИЯ учреждений общего образования
  • ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ
  • ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ
  • ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ ИЗ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ в расчете на 10 тысяч населения
  • Внутришкольная подготовка педагогических кадров в области информатизации образования
  • Выпуск специалистов из высших и средних специальных учебных заведений в расчете на 10 тысяч населения
  • Государственные стандарты общего образования детей с ограниченными возмбжностями здоровья или специальный образовательный стандарт
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМ МИНИМУМОМ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
  • ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ВТОРОГО УРОВНЯ, ВТОРОЙ ЦИКЛ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
  • ПЛОЩАДЬ КЛАССНЫХ КОМНАТ ДНЕВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО УЧАЩЕГОСЯ
  • ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
  • Площадь классных комнат дневных общеобразовательных школ в расчете на одного учащегося
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • СТАЖИРОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Сменность работы школ
  • ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ)
  • ЧИСЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ (СТУДЕНТОВ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • Численность учащихся (студентов) образовательных учреждений
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • Экологическое образование и воспитание учащихся



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь