ТИФЛОГРАФИКА

(от греч. typhlos - слепой и графика), отрасль техники, связанная с проектированием и изготовлением пособий для обучения слепых рельефному рисованию, рельефному черчению и др. уч. предметам. Такие пособия (рисунки, чертежи, схемы, диаграммы и т. д.). выполняются рельефным способом и доступны для осязательного восприятия учащихся; они помогают овладевать основами наук, участвовать в разл. видах творчества, расширять общеадаптационные проф.-трудовые возможности.

В школах для слепых в уч. работе применяются неск. видов рельефных изображений. Контурные рисунки передают только наружные очертания предмета; воспринимая его, слепой может составить себе представление о внеш. контурах изображённого предмета. Для усвоения принципа такого рисунка часто пользуются демонстрацией разреза предмета или слепка с него. Аппликационные (силуэтные). рисунки передают не только контур, но и заполненность поверхности предмета; изготовляются наклеиванием на бумажный лист вырезанного из плотной бумаги силуэта. Барельефные рисунки передают форму предмета с помощью скульптурного изображения на плоскости; выполняются из гипса, пластмассы и металла прессованием, штамповкой и др. способами.

Рельефные чертежи строятся по методу ортогональных проекций. Овладевая элементами техн. рельефного черчения, учащиеся обследуют изображённые на рельефных чертежах детали, лепят из пластилина эти детали. Рельефные чертежи, по сравнению с обычными плоскими, разгружаются от многих вспо-могат. линий, в них вводятся нек-рые условные обозначения и сокращается число типов применяемых линий. Для большей наглядности рельефные чертежи строятся также с помощью аксонометрии. При обучении применяют последовательности рельефных чертежей с постепенным увеличением нагрузки.

Схематические изображения - планы, геогр. карты, элект-рич., кянематич. и др. схемы - выполняются с применением всех изобразит, элементов рельефной графики. Напр., на геогр. картах реки изображаются сплошными линиями, города - точками, суша - выпуклыми по отношению к уровню океанов, морей и т. п. поверхностями.

Дифференциров. подход к учащимся с учётом их общих и специфич. особенностей развития и индивидуально-типоло-гич. различий позволяет расширять и углублять содержание уч. предметов по изобразит, иск-ву и черчению, вводить факультативные и кружковые занятия по технике, архитектуре, дизайну, декоративно-прикладным видам иск-в.

Значит. внимание уделяется иллюстративно-графич. оформлению учебников и дидактич. материала с выделением важных информативных признаков. Для лиц с остаточным зрением используются комбиниров. изображения, сочетающие в себе рельеф и цвет. Широко применяются тифлотехн. средства для выполнения изображений, представления и преобразования графич. информации для слепых (спец. приборы для рисования и черчения, множительная техника, наборно-штифтовые планшеты, вибротактильные устройства).

Самостоят. выполнение рельефных рисунков, чертежей, ориентац. планов, схем и др. слепыми осуществляется на спец. тифлотехн. приборах, к-рые дают возможность получить рельефные изображения на бумаге, целлофане, пластич. плёнках, а также на планшетах, покрытых спец. мастикой. Рельефные изображения в массовом произ-ве печатаются (штампуются). с помощью спец. матриц на перфокарточной бумаге или пластмассе. В индивидуальном изготовлении применяется способ хим. рельефа, при к-ром на листе бумаги выкладывается из спец. массы необходимый рельеф, образующий после застывания прочный рисунок или чертёж.

Лит.: Гибор С. М., Особенности обучения слепых графике, М., 1935; P о г. а и о в Г. Н., Методика обучения слепых чтению машиностроительных чертежей, кинематич. схем и техн. рисунков, М., 1940; С с м с в-с к и и Н. А., Обучение графике в школе слепых, М., 1952; его же, Обучение рисованию в школе слепых, М., 1960; Ермаков В. П., Егорова О. И., Обучение слепых специальной графике. М., 1978.

В. П. Ермаков

Просмотров: 3183
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • Азбука для слепых
  • ВИЗУАЛИЗАЦИЯ, ПОЛУЧЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
  • Галлюцинации рельефные
  • Десенсибилизация и коррекция переработки информации с помощью движений глазных яблок
  • Идентификационный номер предмета
  • КАТЕГОРИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТА В КОНТЕНТ-АНАЛИЗЕ
  • КАЧЕСТВО ИЗОБРАЖЕНИЯ
  • КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛНОТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  • Категориальная модель предмета в контент-анализе
  • Концептуальное (понятийное) определение предмета социологии
  • МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  • МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  • МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  • Микширование изображения
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ
  • Общеобразовательный стандарт в области применения ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета или предметной области
  • ПРЕДМЕТА ТЕОРИЯ
  • РОДНОЙ ЯЗЫК в школе Рос. Федерации с нерусским языком обучения
  • Развертка изображения
  • Рисунки Поппельрейтера
  • СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • Стирание записи изображения и звука
  • ТИФЛОТЕХНИКА (от греч. TYPHLOS - слепой и техника)
  • Теоретическая модель предмета исследования (ТМПИ)
  • ЧЕТКОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ
  • Экстенсивное определение предмета социологии
  • методы обучения в высшей школе
  • цели обучения в высшей школе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь