|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯотрасль психологии, изучающая биопси-хол предпосылки и закономерности происхождения и развития психики человека, становления человеч сознания, общее и различное в психич. деятельности человека и животных (проблема социального и биологического в поведении человека). Изучение этих проблем осуществляется путем сопоставления данных психологии человека и зоопсихологии (науки о психике животных, ее происхождении и развитии в ходе эволюции и формировании психич. процессов в онтогенезе). При этом выявляются как гомологичные, так и аналогичные (истинно тождественные и лишь внешне сходные). компоненты и детерминанты психич. деятельности животных и человека, свидетельствующие об общности их происхождения и унаследованные человеком от животных предков, равно как и о коренных качественных отличиях поведения и психики человека, возникших и развившихся в результате действия социально-историч факторов Особое внимание уделяется в этой связи выявлению биопсихол предпосылок зарождения трудовой деятельности, человеческого общества и членораздельной речи на основе изучения манипулирования, орудийных действий, интеллекта, стадного поведения, коймуникативных и др. психич. функций современных обезьян Биол. детерминанты поведения человека (общие с поведением животных или непосредственно произошедшие от него). изучаются с привлечением методов и результатов этологических исследований. Вопрос о соотношениях между психикой человека и животных, их психич. функциях и особенностях интенсивно изучался еще античными мыслителями и всегда был объектом борьбы мировоззрений, в частности занимал важное место во всех верованиях (представление об особой, «бессмертной» душе человека и «смертной» душе животных или даже отсутствии у них таковой и т и). Науч. изучение этой проблемы в кон 18 - нач 19 вв связано прежде всего с именами Ж Л Бюффона и Ж Б Ламарка, позже Ч Дарвина, а в России К Ф Рулье а затем В А Вагнера. В 1-й пол 20 в значит. вклад в развитие С и в России внесли Л С Выготский, H H Ладыгина-Коте, А Н Леон-тьев, Н Ю Войтонис, Г 3 Рогинский, позднее - К Э Фабри, Н А Тих, С Л Новоселова, В С Мухина и др. Науч. поиск в совр. С и предполагает обязательный учет единства поведения и психики при установлении животными жизненно необходимых связей с компонентами окружающей среды в рамках сугубо биол. закономерностей и перехода психич. деятельности на качественно новый - социальный - уровень развития в процессе антропогенеза, с сохранением, однако, определенных биологических (морфо-функциональных). закономерностей Несостоятельны редукцио-нистское упрощенчество при сопоставлении поведения человека и животных, подмены социальных факторов и закономерностей биологическими. Данные С и имеют существенное значение для решения проблем психологии, философии, антропологии и др. наук Для детской психологии и дошкольной педагогики важно сравнительно-онтогенетическое изучение поведения детей и детенышей высших млекопитающих, анализ биол. основ и факторов психич. развития ребенка, хотя он рождается с преимущественно качественно иными, чем у детеныша животного, предпосылками, требующими для своей реализации специфически человеческих, социальных условий. Другой аспект таких сравнительных исследований - познание закономерностей взаимоотношений и взаимопонимания между детьми и животными и их использование в целях умственного, природоохранительного и нравственного воспитания. Практич. применение данные С. и находят также в нейропсихологии и медицине. Лит Дарвин Ч, Происхождение человека и половой отбор Выражение эмоций у человека и животных Соч, т 5, М -Л, 1953; Вагнер В. А., Биол. основания сравнительной психологии, т. 1—2, СПБ-М., 1910—13; его же, Этюды по сравнительной психологии. Возникновение и развитие психич. способностей. Вып. 1—9, Л., 1925—29; Выготский Л С., Лурия А. Р., Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок, M., 19932; Ладыгина-Коте H. H., Дитя шимпанзе и дитя человека, М., 1935; ее же, Предпосылки человеч. мышления, М., 1965; Войтонис Н. Ю., Предыстория интеллекта, М.-Л., 1949; Л с о н-т с в А. Н., Проблемы развития психики, M., 19814; Фабри К. Э., Основы зоопсихологии, M., 19932; его же, Игра у животных, М., 1985; Брушлинский А. В., О природных предпосылках психич. развития человека, М., 1977 К. Э. Фабри, H H. Майкова.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|