|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
СПИНОЗА Бенедикт (Барух)(24.11.1632, Амстердам, - 21.2.1677, Гаага), нидерл. философ. Род. в семье купца, принадлежавшего к евр. общине. Возглавив после смерти отца (1654). его дело, С. одновременно завязал науч. и дружеские связи вне евр. общины, в частности с представителями религ. вольномыслия. Руководители евр. общины Амстердама подвергли С. за нетрадиционные взгляды «великому отлучению» (1656). Спасаясь от преследований, С. жил в деревне, вынужденный зарабатывать средства к существованию шлифовкой линз, затем - в Рейнсбурге, предместье Гааги, где и создал свои филос. произведения. В них мир предстаёт как закономерная система, к-рая до конца может быть познана геом. методом. Природа, пантеистически отождествляемая с богом, - единая, вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя; мышление и протяжение - атрибуты (неотъемлемые свойства). субстанции; отд. вещи и идеи - её модусы (единичные проявления). Гл. соч. С. - «Этика» (1677), составлено наподобие учебника геометрии: содержит пять частей, каждая из к-рых состоит из определений, аксиом и постулатов, теорем и лемм, короллариев (выводов). и схолий (пояснений). Осн. цель сочинения - помочь человеку выработать линию индивидуального поведения, открыть путь к свободной жизни. Согласно С., человек - целостное, природное существо, у к-рого душа и тело как атрибуты единой субстанции нераздельны и определяются одними и теми же материальными причинами. По мнению С., порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей. Воля, как и остальные психич. процессы, строжайшим образом детерминирована, а иллюзия её свободы возникает из-за незнания причин человеческих действий. Свободными эти действия являются тогда, когда они совершаются на основе знания необходимости, причём, чем активнее человек, тем в большей степени он свободен. В природе человека заложено стремление к самосохранению. Оно выражено в особом духовно-телесном акте - влечении, к-рое совместно с двумя первичными эмоциями - радостью и печалью лежит в основе всего многообразия мотивов и чувств человека. Радость увеличивает способность тела к действию, печаль ограничивает её. С. полагал, что чувства возможно рассматривать с такой же точностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Низший вид знания - чувственный опыт, более высокий - рациональное знание, высший - интуитивное. Филос. систему С. завершает этич. концепция, в центре к-рой - понятие «свободного человека», руководствующегося в своей деятельности только разумом. Мн. идеи С. предвосхитили положения возникшего в 20 в. деятельностного подхода в психологии, в частности - идею обобщения в действии или посредством действия. Идеи С. об аффектах как психич. процессах, увеличивающих или уменьшающих способность тела к действию, исследование им путей формирования «вторичных» (сложных). аффектов из первичных использованы мн. психологами и педагогами в их концепциях мотивации и эмоциональной регуляции поведения. С о ч.: Opera, Bd l—4, Hdlb., 1925;Cteuvres, t. 1—3, P., 1964—65; в рус. пер. - Избр. произв., т. 1—2, M., 1957. Лит.: Коников И. А., Материализм Спинозы, М., 1972; Соколов В. В., Спиноза, М., 1973; Freudenthal J., Ge fall a r d t С., Spinoza, Leben und Lehre, Hdlb., 1927; Spinoza on knoving, being and freedom Pro-ceedings of the Spinoza Symposium, Assen, 1974. С. С. Степанов.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|