СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

, отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психол характеристики самих этих групп Первоначально социально-психол взгляды разрабатывались в рамках разл филос. концепций, а также внутри конкретных наук, прежде всего психологии и социологии, антропогии, этнографии, криминологии, языкознания, педагогики Лишь ко 2-й пол 19 в относятся первые попытки создания самостоят.социально-психол концепций «психология народов» (М Лацарус, Г Штейнталь, В Вундт), «психология мacc» (С Сигеле, Г Лебон), теория «инстинктов социального поведения» (У Мак-Дугалл). Началом существования С.и. как особой дисциплины считается 1908, когда одновременно появились работы англ. психолога Мак-Дугалла и амер социолога Э Росса, в названиях к-рых содержался термин «С.и. » Возникновение этой науки на стыке двух дисци плин обусловило ее двойственный статус, пограничное положение между системами психол и социологич. знания

После 1-й мировой войны С.и. получила наиб. развитие в США Это обусловило как социальную направленность исследований в прикладной сфере (оптимизация деятельности пром компаний, предотвращение внутр. конфликтов между администрацией и рабочими, повышение эффективности пропаганды и рекламы и т.д. ), так и методологич. принципы, на к-рых базировались экспе-рим исследования Ориентация на философию неопозитивизма, недооценка тео-ретич, мировоззренч аспектов С.и. привели к переоценке количеств методов и к абсолютизации метода лабораторного эксперимента, фокусом исследований стала малая группа Начало развития отеч С.и. в качестве самостоят.дисциплины относится к кон 50-х - нач 60-х гг

С. и включает в себя след осн.разделы закономерности общения и взаимодействия людей, С.и. групп, С.и. личности, прикладные области. Сущность общения раскрывается как реализация общественных и межличностных отношений между людьми, исследуются три стороны общения- коммуникативная, где общение выступает как способ обмена информацией, интерактивная, где общение раскрывается как взаимодействие людей, организация разл форм совм. деятельности, перцептивная, где общение предстает как взаимопознание людьми друг друга и возникающее на этой основе взаимопонимание Исследование всех этих процессов важно в реальных социальных группах, производств бригадах, щк классах, спорт командах и т.д. , потому что позволяет посредством воздействия на эти процессы способствовать оптимизации совместной деятельности.

Чтобы конкретизировать знания об общих закономерностях общения, необходимо проанализировать психол характеристики тех реальных социальных групп, в к-рых оно развертывается, как «больших» (наций, этносов, социальных и проф. групп и т и), так и «малых» (трудовые, учебные, спорт коллективы, а также семьи). Важное достижение отеч С.и. - вычленение именно социально-психол подхода к изучению групп, выяснение тех условий, при к-рых заданная внеш. обстоятельствами группа становится для ее членов психол реальностью Под этим углом зрения изучаются такие феномены, как сплоченность, лидерство, принятие групповых решений и др. Все эти процессы рассматриваются не просто в связи с той деятельностью, к-рой занимается группа, но и как опосредованные этой деятельностью, что позволяет рассмотреть процесс развития группы как процесс развития этого опосредования Важный компонент этого раздела С.и. - психология коллектива, рассматривающая достижение группой такой стадии развития, когда все групповые процессы в ней опосредованы совм. деятельностью, а члены группы принимают цели и ценности группы как свои собственные.

Изучение психол характеристик групп позволяет перейти к анализу социально-психол проблем личности Хотя личность предстает предметом исследования многих наук, прежде всего общей психологии, у С.и. есть собств. задача - изучение того, каким образом и в каких конкретных группах личность усваивает социальные влияния, через какую из систем ее деятельности, с др. стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совм. деятельности). При таком подходе особое значение приобретают такие проблемы, как социализация, формирование и смена социальных установок и др.

Все названные фундам проблемы С. и имеют большое практич. значение Социально-психол исследования проводятся в сфере пром произ-ва для изучения психол климата в рабочих бригадах, совершенствования межличностных отношений, повышения трудовой мотивации и пр, а также в спорте, торговле, «службе семьи» и т.д. Особое значение прикладные социально-психол исследования приобретают в области воспитания Все три осн.раздела С.и. представлены, напр., в условиях воспитат. работы в школе Знание закономерностей организации общения учащихся как между собою, так и с учителем способствует сплочению коллектива класса Вооруженность этими знаниями учителя служит для него важным резервом повышения эффективности воспитат. воздействия Это относится и к знаниям законов образования коллектива, формирования социальных установок школьников, подготавливающих их активную социальную позицию Решение этих задач требует усиления социально-психол подготовки учителя, в частности введения соответствующих курсов в пед. ин-тах Однако работа по проведению система-тич социально-психол исследований в школе требует, так же как и в др. прикладных областях С.и., организации спец. «социально-психол службы» В системе воспитания такая служба еще только складывается В ее задачи входит диагностика состояний трудовых и уч коллективов, консультирование руководителей и членов коллективов по разл социально-психол проблемам и, самое главное, обучение руководителей разного звена общению С этой целью в С.и. разрабатываются спец. программы активной социально-психологической подготовки, в т.ч. социально-психологического тренинга

Лит Социальная психология, под ред. Г II Предвечного, Ю А Шерковина, M, 1975, Методология и методы социальной психологии, под ред. E В Шороховой, M, 1977, Методы социальной психологии, под ред. E С Кузьмина, В E Семенова, Л, 1977, Андреева Г М, Богомолова H Н.Петров-с к а я Л А, Совр. социальная психология на Западе, М, 1978, Психол теория коллектива, под ред. А В Петровского, М, 1979, Психол механизмы регуляции социального поведения, под ред. М И Бобневой, E В Шорохо вой, М, 1979, Социальная психология, под ред. E С Кузьмина, В E Семенова, Л, 1979, ШихиревП Н, Совр. социальная психология США, М, 1979, Андреева Г М, Социальная психология, М, 1980, Социальная психология и обществ. практика под ред. E В Шороховой, В II Левкович, М, 1985, The handbook of social psychology, ed by G Lmdzey and E Aronson, v l—2, 4—5, Readmg (Mass), 1968—702, The context of social psychology a cntical assessment, ed by 3 Israel, H Tajfel, L -N V, 1972, ShaverK G, Prmciples of social psychology, Camb, 1977, Introducmg social psychology, ed by H Tajfel, С Fraser, Har-mondsworth, 1978, Psychologie sociale, ed by S Moscovici, P, 1984 Г М Андреева.

Просмотров: 1108
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИО­НАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
  • ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ (DEPTH PSYCHOLOGY)
  • ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАН (ИСПИ РАН)
  • ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ при Администрации Президента Республики Беларусь
  • КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
  • МЕРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ
  • МОГИЛЕВСКИЙ ИНСТИТУТ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • Методы социально-педагогических исследований
  • НИСЭПИ (Независимый институт социально-экономических и политических исследований)
  • Общение государственных служащих: компетентность социально-перцептивная
  • Общение: социально-психологический конструкт
  • Общение: социально-философское понимание
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП
  • Процессы социально-экономические и политические
  • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК)
  • СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
  • СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
  • СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРУППА
  • СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК
  • Социально ориентированное значение слова
  • Социально-трудовые проблемы молодежи
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
  • Теория социальных групп
  • ФЕНОМЕНЫ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
  • Эволюционная психология (EVOLUTIONARY PSYCHOLOGY)
  • Язык общения: социально-политические факторы выбора языка
  • роль социальная (социально-психическая)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь