|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
СМИРНОВ Анатолий Александрович[24.10. (5.11). 1894, Руза, - 24.5.1980, Москва], психолог, д. ч. АПН СССР. (1968). и АПН РСФСР. (1947), дер психол. наук (1951), проф. (1949), засл. деят. науки РСФСР. (1958). Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1916). В 1920- 1923, 1933—80 - в Психол. ин-те (в 1945—73 директор). Работал также в др. уч. и н.-и, учреждениях Москвы (Ин-т методов внешк. работы, Ин-т ср. школы, МГУ и др.). В 1950—64 чл. През. АПН РСФСР, в 1958—59 и, о. вице-президента. В 1955—58, 1965—80 гл. редактор журн. «Вопросы психологии». В 1957—63 през. Об-ва психологов СССР. Науч. творчество С. развивалось по 3 осн. направлениям: эксперим. исследование проблем памяти; возрастная и пед. психология; история психологии. В 20-х гг. осн. областью науч. интересов С. было изучение ребёнка (педология). и психотехника. Результаты этих исследований тесно увязывались с пед. практикой. Педологич. работы С. пронизаны идеей развития и стремлением дать целостное представление о ребёнке в разл. возрастные периоды. Под этим же углом зрения рассмотрены пед. задачи (проблема шк. успеваемости, причины второгодничества). и психотехн. задачи применительно к школе (профориентация, профконсультация). В 30—40-х гг. сосредоточился на разработке психологии памяти: изучал проблему ретроактивного торможения, а затем исследовал влияние направленности и характера деятельности на запоминание и роль процессов мышления в запоминании. В итоге изучения психологии запоминания С. детально осветил соотношение произвольного и непроизвольного запоминания; особенности мыслительных процессов при запоминании; значение и функции повторения при заучивании. В 60—70-х гг. предметом его исследования стали возрастные и индивид, различия памяти, развитие логич. памяти у детей. В кон. 50-х гг. С. обратился к ист.-пси-хол. тематике, подводя итоги исследований разл. психол. проблем в области общей, возрастной, пед. и других отраслей психологии. Наиболее полно результаты этого труда воплощены в монографии «Развитие и современное состояние психол. науки в СССР» (1975). В 60-х гг. в связи со шк. реформой 1958—59 С. стал значит. ельное внимание уделять вопросам пед. психологии, обосновывая необходимость единства психологии и педагогики в решении задач воспитания и обучения, соответствия обучения возрастным особенностям и возможностям учащихся, единства обучения и развития и др. Определённое место заняло изучение проблем психол. подготовки к труду. В 70-х гг. осн. место в деятельности С. занимала подготовка фундаментальных обобщающих трудов серии «Основы психологии» (вышло 4 тома). Соч.: Психология профессий, М., 1927; Введение в педологию в связи с учением о поведении человека, М., 1927; Психология ребенка и подростка, M., 19304; Психология запоминания, М.-Л., 1948; Развитие памяти, в кн.: Психол. наука в СССР, т. 1, М., 1959; Проблемы психологии памяти, М., 1966; Возрастные и индивидуальные различия памяти, М-, 1967; Развитие логич. памяти у детей, М., 1976; Избр. психол. труды, т. 1—2, М., 1987. Лит.: А. А. Смирнов. [Некролог], ВП, 1980, №4; Ярошевский М. Г., А. А. Смирнов и история отеч. психологии, ВП, 1981, № 3; Никольская А. А., А. А. Смирнов как ученый и организатор психол. науки, ВП, 1982, №6; Ломов Б. Ф., Никольская А. А., А. А. Смирнов как ученый и организатор психол. науки, в кн.: Смирнов A. A., Избр. психол. труды, т. 1, М., 1987; Никольская A. A., Жизненный и творческий путь А. А. Смирнова, ВП, 1994, № 5. А. А. Никольская.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|