|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
СКОРИНА Франциск(ок. 1486, по др. данным, 1490, Полоцк, - не ранее 2.6.1541, Прага), вост.-слав, первопечатник, учёный-просветитель. В 1504 учился в Ягеллонском ун-те (Краков, 1504—06). В Падуанском ун-те успешно выдержал экзамен на степень доктора медицины (1512). Вернувшись на родину, работал над переводом Библии на слав, язык (в белорус, редакции). В 1517—19 в Праге в организованной им типографии кирилловской печати выпустил 20 изданий, содержащих 23 книги Ветхого Завета. Первым из них была Псалтырь, вышедшая 6 авг. 1517. Пражские издания С. иллюстрированы, снабжены титульными листами (впервые в слав, изданиях кирилловского шрифта), украшены гравированными на дереве заставками и инициалами. Перевёл всю Библию, но напечатать успел не полностью. Отд. части перевода сохранились в поздних списках. В 1522 С. организовал первую типографию в Великом княжестве Литовском (в Вильне), где примерно за 3 года выпустил 22 издания. 21 из них, включающее Псалтырь, Часословец, ряд акафистов и канонов и др., названы в общем послесловии «Малой подорожной книжицей» (1522). Последним изданием С. был «Апостол» (март 1525). Вилен-ские издания выпущены в небольшом формате, частично иллюстрированы и хорошо орнаментированы. Как пражские, так и виленские издания снабжены предисловиями и послесловиями, позволяющими реконструировать мировоззрение С., его пед., правовые, эстетич. взгляды. С 1535 С. состоял на службе у короля Фердинанда I в Праге, где основал один из первых в Европе ботанич. садов. В предисловии к пражской Псалтыри 1517 С. высказал мысль о возможности использования в пед. целях любой книги. В общем предисловии к Библии отд. её книги связаны с преподаванием определённых наук «тривиума» и «квадриви-ума». Идеал гражданина С. видел в сознательном человеке, сочетающем в себе веру в Бога с рассудочностью, деловитостью, заботой о благе ближних. С. считал, что общество должно руководствоваться законами совести. Особое пед. значение С. придавал Псалтыри, в предисловии к к-рой подчеркнул важность эстетич. воспитания молодёжи. Инструментом такого воспитания С., в частности, считал иллюстрации, помещённые им в Библии и предназначенные, по его словам, чтобы «братия моя Русь, люди посполитые (т.е. простые). чтучи, могли лепей разумети». Большое внимание уделял С. выделению в книгах важных для восприятия текстов красной краской, к-рую он начал широко применять в вилен-ских изданиях. Существ, значение в лит. наследии С. получили этич. вопросы, к-рым уделено внимание в предисловии к Притчам Соломона, изданным в Праге (1517). Эти тексты, насыщенные пед. содержанием, впоследствии использовались в рус. печатных Азбуках. Лит.: Франциск Скорина и его время. Энциклопедия, справочник, Мн., 1990; Неми-ровский Е.Л., Франциск Скорина. Жизнь и деятельность белорус, просветителя, Мн., 1990; его же, Пед. взгляды ФранцискаСко-рины, СП, 1986, № 6, с. 106—11. Е. Л. Немировский.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|