СХОЛАСТИКА

(лат. scholastica, от греч. scholasticos - школьный, учёный), религ. философия, в широком смысле - особый тип интеллектуальной жизни, воспитания и образования, господствовавший в Зап. Европе в 11—15 вв. Центр, проблема С. - отношение веры и разума. Схоластич. рационализм предполагал разграничение двух истин: веры, являвшей собой божеств, откровение, и естественного, человеческого знания, обретаемого через комплекс логич. операций.

Высшее теологич. нормативное значение для С. имела Библия с комментариями отцов церкви, а философское - соч. Аристотеля и отчасти Платона. Наиб. характерный жанр произв. зрелой С. - энциклопедии, свод знания - сумма (summa).

Основы С. в латиноязычном мире были сформулированы ещё у истоков средневековья Боэцием, провозгласившим необходимость подкрепления веры рациональными доказательствами и предложившим неоднозначное толкование проблемы универсалий - общих понятий, спор о к-рых через неск. веков определил направления развития средневековой С.

В ранней С. (11 - 1-я пол. 12 вв.). определились полярные направления. Аскет.н. богослов Пётр Дамиани утверждал, что разум ничтожен перед верой и философия может быть только «служанкой богословия»; ему противостоял Беренгар Тур-ский, рассматривавший возможности проникновения человеческого разума в сферу высш. истин. Ансельм Кентерберийский считал, что цель воспитания и обучения - в создании почвы для благодатного и разумного восприятия веры, в духовном и рациональном совершенствовании.

В борьбе вокруг проблемы универсалий сложились 3 осн. течения С.: реализм, номинализм и концептуализм. Сторонники реализма утверждали, что общие понятия существуют извечно, пребывая в божеств, разуме; соединяясь с материей, они реализуются в конкретных вещах. Номиналисты полагали, что общие понятия извлекаются разумом из постижения единичных, конкретных вещей. Концептуалисты рассматривали общие понятия как нечто, существующее в вещах, но имеющее идеальный характер. Этот отвлечённый филос. спор нашёл отражение в богословии и отчасти в церк. практике. В 12 в. был осуждён П. Абеляр, дававший рационалистич. трактовку отношениям веры и разума и опровергший положение об абсолютном авторитете церкви.

Расцвет С. относится к кон. 12—13 вв., когда она заняла доминирующее положение в ун-тах Зап. Европы. Идеям платонизма, к-рые были наиб. полно представлены в натурфилософской Шартрской школе, противостояло сильное влияние аристотелизма. Фома Аквинский осуществил всеохватывающий синтез учения Аристотеля и католич. богословия. В своих соч. «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» он попытался примирить веру и знание, догму и «науку», метафизическое и реальное, отдавая приоритет божеств, интеллекту, обладающему высш. истиной, всей полнотой знания. Против теологич. рационализма Фомы Аквинского выступили лат. авер-роисты - последователи Ибн Рушда (Аверроэса), араб, комментатора Аристотеля, во главе с Сигером Брабант-ским, настаивавшим на решительном разграничении веры и разума, т.е. на существовании «двойственной истины».

Иоанн Дуне Скот, считающийся основоположником поздней С., отказался от попытки создания к.-л. целостной системы в пользу субъектно-индивидуа-листич. интерпретации множественности форм. У. Оккам подчёркивал, что познание начинается с восприятия объективного мира, знание единичного предшествует знанию общего. Он создал своеобразную теорию науки, подразделяя науч. дисциплины на «реальные» и «рациональные».

В эпоху Возрождения С. перестала играть заметную роль в интеллектуальной жизни, стала предметом осуждения со стороны прогрессивных мыслителей. Лишь с наступлением Контрреформации в 16—17 вв. С. вновь получила развитие гл. обр. в Испании. Однако в эпоху Просвещения С. была осуждена как «мёртвое», бесплодное учение. К этому времени восходит начало употребления слова «С.» как синонима бессмысленных, не имеющих отношения к реальности словопрений. Исторически С. сыграла значит. роль в развитии филос. мышления, логики, осуществлении культурной преемственности от античности к средневековью и новому времени, в обогащении комплекса интеллектуальных навыков и спец. науч. лексики, предвосхитила совр. постановку ряда формально-логич. проблем, нек-рые аспекты математической логики.

С. стимулировала повышение статуса образованного человека в ср.-век. обществе. Выдающиеся схоласты органично входили в социальную элиту, способствовали формированию представлений о высокой социальной ценности интеллектуальной деятельности. С. определяла содержание и методы ср.-век. образования, сыграла ведущую роль в дифференциации системы уч. заведений, особенно в развитии ун-тов. Схоластич. диспуты нередко становились значит. событиями в жизни университетских городов. Сочинения схоластов, напр. «Сентенции» Петра Ломбардского, энциклопедич. произведения Альберта Великого, входили в круг осн. уч. пособий в ун-тах, обогащая не только теологию и логику, но и естеств.-науч., матем. знания. Особое значение С. имела для развития юрид. мысли, т. к. правовая доктрина составляла органичную часть С., наиб. тесно связанную с антич. наследием.

Схоластич. педагогика основывалась на тщательно разработанной этике, предполагавшей реализацию человека как мыслящего существа в его отношении к Богу, мирозданию и обществу. Схоласты считали, что человек должен превращать добродетель в устойчивую привычку. Следование разумным побуждениям в человеческих действиях предопределяет возможность поступать по совести и тем самым следовать божеств, закону. «Жизнь по мудрости» - идеал схоластич. педагогики. Особое значение придавалось теологич. добродетелям: вере, надежде, милосердию, составлявшим сердцевину христ. гуманизма. С. предложила и разработала систему норм человеческого поведения, находивших своё полное обоснование в определяемом религией образе жизни. С. содействовала утверждению авторитета образования, развитию формально-логич. аспектов обучения, внедрению в практику принципа распределения уч. материала в соответствии с логикой предмета. Схоласты подчёркивали необходимость начинать образование ребёнка как можно раньше. С. ставила целью формирование способностей к систематич. логич. интерпретации текстов, стремилась сделать знание энциклопедичным, вооружить учащихся методами логич. доказательств, создав своеобразный сплав теологии, метафизики и дедуктивной логики, утвердить рациональные ценности.

Лит.: Э и к с и Г., История и система ср.-век. миросозерцания, пер. с нем., СПБ, 1907; Соколов В. В., Ср.-век. философия, М., 1979; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1—2, B., 1957; L e G off J., Les intellectuels au Moyen Age, F., 1960; Gilson E., Lesprit de la philosophie medievale, P., 1977; см. также лит. при ст. Логика. В. И. Уколова.

Просмотров: 691
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «СУММА ПРОТИВ ЯЗЫЧНИКОВ»
  • «СУММА ПРОТИВ ЯЗЫЧНИКОВ»
  • «ТРАКТАТ О НАЧАЛАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ»
  • «ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ»
  • «ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА И ВЕРЫ»
  • «ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА И ВЕРЫ»
  • АВТОРИТЕТ ВЕРЫ
  • БОГ В ФИЛОСОФИИ И БОГ ВЕРЫ
  • ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ, ЛЮБВИ и СОФЬИ день памяти
  • ГАРМОНИИ ВЕРЫ И РАЗУМА ТЕОРИЯ
  • ДЕДУКТИВНОЙ и ИНДУКТИВНОЙ ЛОГИКИ СИСТЕМЫ
  • ДЕСЯТЬ (СТУПЕНЕЙ) ВЕРЫ
  • ЛИОНСКОЕ ОБЩЕСТВО ПРОПОВЕДИ ВЕРЫ
  • ОБЩИЕ ЗНАНИЯ
  • РАЗУМА ПОНЯТИЯ
  • РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА
  • РИСК ВЕРЫ
  • СИМВОЛ ВЕРЫ
  • СИМВОЛ ВЕРЫ
  • СИМВОЛ ВЕРЫ
  • СИМВОЛ ВЕРЫ
  • СИМВОЛЫ ВЕРЫ
  • Символ веры
  • Символ веры
  • Символ веры
  • Соотношение веры и разума: два подхода к решению проблемы в средние века
  • Схоластическая философия: утверждение гармонии веры и разума Отношение церкви к рациональному познанию
  • ФИЛОСОФИЯ ВЕРЫ
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь