|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ШАХМАТОВ Алексей Александрович[5(17).6.1864, Нарва, - 16.8.1920, Петроград], языковед, акад. Рос. АН (акад. Петерб. АН с 1899). Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1887), приват-доцент там же (1890), одновременно преподавал лат. яз. в гимназии. С 1910 проф. Петерб. ун-та, пред. Отделения рус. яз. и словесности АН (1906—20). Автор основополагающих трудов в области слав, языкознания, истории рус. лит. яз., диалектологии, изучения рус. летописания, текстологии, грамматики рус. яз. Редактор выпусков академич. «Словаря рус. языка» (1891—1916). Организовал издание серии памятников старо-слав. и рус. языков, один из инициаторов реформы рус. правописания (1918). На базе сравнит.-ист. исследований Ш. показал тесную связь между развитием языка и историей народа, значение живого языка в его лит. и диалектных разновидностях как важнейшего источника этнографич., культурология, филол. знаний. Эти идеи нашли отражение в разработанной Ш. системе шк. преподавания рус. яз. (Доклад на 1-м съезде преподавателей рус. яз. в воен.-уч. заведениях, 1903; записка «О преподавании рус. языка в ср. уч. заведениях..», 1907- 1908). Гл. целью курса считал сознат. усвоение учащимися устных и письм. форм языка, основанное на сформировавшихся в родной языковой среде речевых навыках. В предложенной им программе обучения Ш., вслед за Ф. И. Буслаевым, предусматривал постепенный переход от практич. наблюдений, элементарного грамматич. анализа в процессе чтения, заучивания наизусть, письм. упражнений (мл. классы). к изучению теории языка (6—7-е кл.). Полученные учащимися навыки по объяснению и группировке фактов языка, сведения по морфологии, синтаксису, этимологии, а также изучение произведений фольклора и древнерус. лит-ры в курсе словесности рассматривал как необходимые условия для усвоения грамматики. По Ш., грамматика - предмет описательный, его следует изучать не в форме непреложных законов, а через сравнит.-ист. анализ лит. произведений и др. образцов речи. Отводя второстепенное место формальной стороне языка (определение грамматич. категорий и т. п.), акцентировал задачу осмысления живой речи во всём разнообразии жанров и способов выражения. Предлагал ввести в курс 7-х кл. историю рус. яз., цель к-рой показать, как в рус. яз. «отразился дух рус. народа и его многовековая история», установить связи между языком общенародным и литературным. Приобщение к нар. культуре, развитие интереса к ист. прошлому своей родины считал важнейшими воспитат. аспектами преподавания рус. яз. и словесности. Идеи Ш. о целях и принципах обучения родному языку, поэтапном усвоении знаний, ориентации на живую речь развиваются в совр. практике. Сохраняют своё значение для преподавания работы «Очерк современного рус. лит. языка» (1913, 19414) - первое систематич. пособие для высш. уч. заведений, и «Синтаксис рус. языка» (в. 1—2, 1925—27,19412), отличающиеся последовательностью и цельностью изложения грамматич. теории. Реализации метод, идей способствовала обществ, деятельность Ш. Он руководил Комиссией по выработке программ рус. языка и словесности для кадетских корпусов, в 1913 участвовал в ревизии ср. уч. заведений Санкт-Петерб. уч. округа. Опубликовал статьи по вопросам университетского образования (1901), в к-рых подчеркнул его воспитат. значение и важную обществ, роль, высказался за сохранение университетских привилегий, поддержал идею университетской автономии и организации сту-денч. самоуправления.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|