РЫБНИКОВ Николай Александрович

[16(28). 10.1880, с. Верхний Якимец, ныне в Рязанской обл., — 31.3.1961, Москва], психолог, ч.-к. АПН РСФСР. (1947), д-р пед. наук (по психологии). (1943), проф. (1945). Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1910). С 1912 работал в Психол. ин-те при Моск. ун-те (ныне Психол. ин-т РАО), сотрудничал в науч. учреждениях Москвы (АКБ им. Н. К. Крупской, Ин-т дет. дефективности, Ин-т методов шк. работы и др.). Науч. исследования Р. посвящены проблемам возрастной и пед. психологии. В его трудах дана характеристика возрастных особенностей ребёнка на основе анализа языкового развития, игровой деятельности, формирования интересов и идеалов. Под руководством Р. проведена науч. работа по составлению словаря рус. ребёнка; с этой целью по его инициативе была создана спец. комиссия. Р. собрал науч. коллекцию дневников дет. развития, составленных родителями. Эти дневники он рассматривал как ценный материал, дополняющий результаты эксперим. изучения ребёнка. Предметом исследования Р. являлись также вопросы жизненного самоопределения в юношеском возрасте, выбора профессии.

Для пед. психологии важное значение имела разработка Р. проблемы овладения навыками чтения, письма, счёта. Р. вел также эксперим. исследование мне-мич. процессов. Много внимания уделял методам психол. исследования, в частности разрабатывал биографич. метод, имеющий важное значение для исследования личности. В последний период науч. деятельности занимался преим. разработкой проблем истории психологии, организовал в ин-те кабинет истории психологии, положил начало систематизации библиография, работы в области психологии.

Соч.: Деревенский школьник и его идеалы, М., 1916; Биографии и их изучение, М., 1920; Введение в изучение ребенка, М., 1921; Детство и юность, М., 1922; Психология и выбор профессии, М., 1925; Язык ребенка, М. -Л., 1926; Словарь русского ребенка, М.-Л., 1926; Интересы совр. школьника, М. — Л., 1926; Детские рисунки и их изучение, М. — Л., 1926; Навыки чтения, письма и счета у совр. школьника, М., 1929; Память, ее психология и педагогика, М. -Л., 1930; Крестьянский ребенок, М., 1930; Об ошибках чтения и приемах борьбы с ними, М., 1939; К истории психол. библиографии. ВП, 1956, №1.

Лит.: Гоноболин Ф. Н., 75-летие проф. Н. А. Рыбникова, ВП, 1956, № 1; К 80-летию со дня рождения Н. А. Рыбникова, ВП, 1960. № 6; Н. А. Рыбников. [Некролог], ВП, 1961. № 3. А. А. Никольская.

Просмотров: 912
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • Адаптация (в психологии развития)
  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • Активность (в психологии развития)
  • Возникновение психологии как науки
  • Детерминанты развития психологии
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • жизнедеятельность (в психологии)
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • ИЗОЛЯЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
  • Исследование общения в Институте психологии РАН: школа Ломова Б. Ф.
  • Общение (в психологии развития)
  • обьект исследования (в психологии)
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • предмет исследования (в психологии)
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • РЫБНИКОВ Николай Александрович (1880-1961)
  • Социализация (в психологии развития)
  • Факторы риска в психологии развития
  • Философские проблемы психологии
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)
  • Этические проблемы в психологии
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь