РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович

[6(18).6.1889, Одесса, — 11.1.1960, Москва], психолог и философ, д-р пед. наук (1937), проф. (1937). Первый среди сов. психологов ч.-к. АН СССР. (1943), д. ч. АПН РСФСР. (1945). Высшее образование получил в 1909—13 в Германии в ун-тах Фрайбурга, Берлина и Марбурга. В защищённой им в Марбурге докторской дисс. был заложен осн. принцип его дальнейших науч. изысканий — использование филос. методов в конкретных обществ., в т. ч. психолого-пед., науках. С 1915 преподавал в частных гимназиях Одессы. С 1919 доцент Новороссийского ун-та там же. Заведовал кафедрами психологии в Одесском ин-те нар. образования (1921—30), ЛГПИ (1930—42). В 1942—45 директор Ин-та психологии в Москве (ныне Психол. ин-т РАО). В 1942 создал и возглавил кафедру психологии в МГУ, в 1945 — сектор психологии в Ин-те философии АН. Деятельность Р. как организатора исследоват. коллективов способствовала утверждению психологии как важной обществ, науки. Автор книги «Основы общей психологии» (1940; 19462; неск. переизданий; Гос. пр. СССР, 1942). — наиб. фундаментального обобщающего труда по психологии в России в 20 в. В кон. 40-х гг. в ходе кампании борьбы с космополитизмом труды Р. были подвергнуты тенденциозной критике, изъяты из библиотек, а сам Р. отстранён от всех должностей (см.: Плотников П. И., Очистить сов. психологию от безродного космополитизма, СП, 1949, № 4; Страницы истории: о том, как был уволен С. Л. Рубинштейн, ВП, 1989, № 4). Восстановлен в правах после 1954. Один из основателей журн. «Вопросы психологии» (1955). В 50-х гг. последовательно отстаивал статус психологии как самостоят. науки, несмотря на попытки её дискредитации на объединённой («павловской»). сессии АН и АМН (1950).

Р. создал ориг. философско-психол. концепцию человека, его деятельности и психики, явился основоположником деятельностного подхода в психологопед, науке, получившего благодаря его работам, а также трудам А. Н. Леонтье-ва, Б. М. Теплова, А. А. Смирнова, Б. Г. Ананьева и др. широкое признание. (Термин «деятельностный подход» стал употребляться уже после смерти Р. Сам он использовал термины «принцип творческой самодеятельности», а позднее — «принцип единства сознания и деятельности».). В 1922 в ст. «Принцип творческой самодеятельности. (К филос. основам совр. педагогики)» (см.: ВП, 1986, № 4). Р. отметил, что личность не просто проявляется в деятельности, но в ней формируется. В соответствии с этим Р. подчёркивал необходимость замены образования как восприятия готовых результатов и копирования данных образцов «системой, основа и цель к-рой — развитие творческой самодеятельности».

В 30—40-х гг. разработал систему психологии на основе принципа единства сознания и деятельности. Субъектом этого единства является личность; в её деятельности выделены осн. компоненты в их взаимосвязях: мотивы, цели, действия, операции и т. д. Действие — это «единица» деятельности. Практич. действие — первичная форма мышления. По Р., деятельность выступает в качестве поведения, когда в ней главным становится отношение к моральным нормам; «единица поведения» — поступок.

В кон. 40-х гг. в деятельности и др. видах активности субъекта Р. вычленил в качестве их гл. регулятора психическое как процесс в соотношении с его продуктами (понятиями, чувствами и т. д.). Такой процесс — осн. способ существования психического. Напр., мышление — это не только деятельность субъекта (включающая мотивы, цели, умственные операции и т. д.), но и протекающий внутри неё пластичный процесс анализа, синтеза и обобщения, выявления проблемной ситуации, превращения её в задачу и т. д. Созданная Р. и его последователями теория мышления стала мето-дологич. основой исследований закономерностей умственного воспитания (усвоения знаний, формирования способностей на основе задатков в процессе деятельности и т. д.), помогла обоснованию и внедрению проблемного обучения, а также метода формирующего эксперимента («изучать ребёнка, обучая его»).

Обобщая эти исследования, Р. в кон. 40-х гг. разрабатывал ориг. общефилос. принцип детерминизма: внеш. причины, влияния (в т. ч. педагогические). действуют только через внутр. условия, составляющие основание развития. По Р., ребёнок — не просто объект пед. воздействий, а активный их преобразователь и соучастник, субъект обучения и самообучения.

На основе своего принципа детерминизма в философско-психол. труде «Бытие и сознание» (1957). Р. систематически разработал систему категорий бытия, человека, субъекта и объекта, материального и идеального, сознания и бессознательного, психического и физиологического и т. д. Он раскрыл различие и взаимосвязь между бытием и объектом, между бытием и материей, показав неправомерность сведения бытия к материи. Исследовал также проблемы эмоций, памяти, восприятия, речи и др.

Науч. наследие Р. — одна из важных теоретич. основ совр. процессов гуманизации образования, индивидуализации процесса обучения, творческого сотрудничества педагогов и учащихся.

С о ч.: Основы психологии, М., 1935; Психология и педагогика (о путях психол. исследования), СП, 1941, № 7—8; Психол. наука и дело воспитания, СП, 1945, № 7; О мышлении и путях его исследования, М., 1958; Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Проблемы общей психологии, М., 1973,19762.

Лит.: Ананьев Б. Г., Творческий путь С. Л. Рубинштейна, ВП, 1969, № 5; Б p у III -линский А. В., Проблемы обучения и мышления в трудах С. Л. Рубинштейна, там же; его же, С. Л. Рубинштейн — родоначальник деятельностного подхода в психол. науке, ГГЖ, 1989, №3; Абульханова-Славская К. А., Брушлинский A. B., Философско-психол. концепция С. Л. Рубинштейна, М., 1989; Ильницкая И. А., Учение С. Л. Рубинштейна и проблемы пед. практики, ВП, 1989, № 3; Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы, М., 1989; Якиманская И. С., У истоков пед. психологии, СП, 1989, № 8; P а у n e T. R., S. L. Rubinstein and philosophical foundations of Soviel psychology, Dordrecht, 1968; Matthaus W., Sowjetische Denkpsychologie, Gottingen, 1988. А. В. Брушлинский.

Просмотров: 964
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • Адаптация (в психологии развития)
  • Возникновение психологии как науки
  • Детерминанты развития психологии
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП
  • единства сознания и деятельности принцип
  • концепция кумулятивно-факторной причины (в психологии)
  • концепция кумулятивной причины (в психологии)
  • Общение (в психологии развития)
  • Объект психологии труда
  • обьект исследования (в психологии)
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • предмет исследования (в психологии)
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • принцип всесторонности (в психологии)
  • принцип детерминизма (в психологии)
  • принцип единства психики и деятельности
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • принцип единства явления и его сущности
  • Социализация (в психологии развития)
  • Философские проблемы психологии
  • Этические проблемы в психологии
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь