РАЙНИС Ян

(псевд.; наст, имя и фам. Янис Плиекшанс). [30.8(11.9).1865, хутор Варславаны, Дунавская волость Курляндской губ., ныне на терр. Латв. Республики, — 12.9.1929, Майори, похоронен в Риге], латыш, писатель, обществ, деятель. Окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та (1888). Работал юристом в Вильнюсе и Елгаве. С 90-х гг. 19 в. идеолог движения латыш, демокр. интеллигенции «Яуна страва» («Нового течения»). Ред. (1891—95). газ. «Диенас лапа» («Ежедневный листок»). В 1897—1903 жил в ссылке в Пскове и Слободском (Вятская губ.). С 1905 в эмиграции в Швейцарии. Вернулся в Латвию в 1920. Избирался деп. Латв. Сейма; был министром просвещения (1926—28). Рук. (с 1926). Об-ва культурных связей с Сов. Россией.

В публицистике выступал за демократизацию системы образования, введение в школах бесплатного обучения на родном языке. Считал просвещение действенным средством изменения несправедливого обществ, уклада. Позже в заметках «Рефлексии» писал, что распространение образования невозможно в условиях самодержавия и что желаемые изменения обществ, сознания и морали произойдут лишь со сменой социального строя. В трактате «Человек будущего» (1897—98). наметил воспитат. программу, исходившую из гуманистич. обществ, ценностей и идеала труженика, добросовестного и образованного, волевого и целеустремлённого. Большое значение придавал самообразованию и самовоспитанию. Один из составителей программы для нар. школы, принятой на 1-м съезде учителей Латвии (1905), организовал опытную работу педагогов по этой программе. В 1927 создал комиссию по шк. реформе, цель к-рой видел в обеспечении преемственности всех ступеней образования, последоват. изучении шк. курсов естествознания и рус. языка и в усилении эстетич. и физич. воспитания. Содействовал открытию школ для проживавших в Латвии поляков, русских, белорус-сов, евреев с преподаванием на родном языке. В 1927 организовал первую в Латвии ср. школу для рабочих; поддерживал деятельность рабочих клубов. Автор мн. стихотворений и пьес для детей. В полной мере творческое наследие Р. стало известно после выхода в свет академич. собрания его сочинений в 1986.

Соч. в рус. пер.: Собр. соч., т. 1—3, Р., 1954; Соч., т. 1—2, М., 1955.

Лит.: Кару л с А. Я., Демократизация нар. образования, «УЗ Латв. ун-та», 1967, т. 84, в. 111; Райнис в школе. [Сб. статей], Р., 1965 (на латыш, и рус. яз.). А. Я. Каруле.

Просмотров: 492
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АДЕКВАТНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Второе значение образования как результата
  • Государственные социальные стандарты в области образования Республики Беларусь
  • ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Демократизация образования
  • Децентрализация системы высшего образования
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • Диверсификация системы образования
  • Здоровьесберегающие технологии в условиях информатизации образования
  • ИЗМЕНЕНИЕ В ЯЗЫКЕ (ЯЗЫКОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ)
  • ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Изменения в языке (Языковые изменения)
  • Классификация программ дополнительного образования детей
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МОДЕЛЬ РАССЛОЕНИЯ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ
  • ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Образовательное учреждение дополнительного образования детей
  • ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • РАЙНИС (RAINIS) ЯН (псевдоним; настоящие имя и фамилия Янис Плиекшанс) (1865-1929)
  • РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Содержание образования и воспитания
  • ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Цель образования
  • мониторинг развития системы образования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь