Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ПСИХОЛОГИЯ(от греч. psyche — душа и logos — учение, наука), наука о законах и механизмах развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, опосредованной субъективным образом внеш. реальности и активным отношением к ней. В течение столетий явления, изучаемые П., обозначались термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, к-рый в 16 в. получил назв. «П.». Природа души и характер её связей с организмом и внеш. миром трактовались различно. Под ней понималось либо над природное, бестелесное начало, либо форма жизни того же порядка бытия, что и др. явления природы. На развитие П. на протяжении всей её истории глубокое влияние оказывает социальная практика (в частности, медицинская и педагогическая). Это развитие совершается в системе культуры и опосредовано достижениями как естественных, так и обществ. наук. Уже в эпоху античности было открыто, что органом психики является головной мозг (Алк-меон), выяснена зависимость чувственных восприятий от воздействия материальных процессов на органы чувств (Демокрит), а также различий в темпераментах людей от устройства тела (Гиппократ). Проблема познания человеком самого себя и важности его ориентации на нравств. ценности была поставлена Сократом, его ученик Платон представил душу как нематериальную сущность, независимую от тела. Платон считал, что разумная часть человеческой души направлена на специфич. идеальные объекты, к-рые он противопоставил чувственным земным вещам. Первую целостную систему П. разработал Аристотель, к-рый, отвергнув дуализм Платона, трактовал душу как способ организации тела, способного к жизни, как деятельность этого тела, неотделимую от него. Он утвердил целостный и генетич. подход к организации и поведению живых существ, разработал представление об уровнях эволюции их психики, сопоставив, в частности, неразвитую душу ребенка с животной. Аристотелю принадлежит множество понятий, вошедших в осн. фонд психол. знаний: о способностях, о фантазии (были разграничены восприятия и представления), о различии между разумом теоретическим и практическим, о формировании характера в процессе совершения человеком поступков, об ассоциациях и их физиол. механизме и др. Новую эпоху в развитии П. открыла науч. революция 17 в. Утвердился принцип строго причинного объяснения работы организма, к-рый предстал в виде устройства, действующего по законам механики. Одни философы учили, что этим законам подчинены все психич. процессы (Т. Гоббс), другие — только низшие их формы (Р. Декарт). Принцип механич. причинности стал основанием важнейших понятий П.: рефлекса как закономерной двигательной реакции организма в ответ на внеш. стимулы; ассоциации как такой связи явлений, при к-рой возникновение одного из них влечет за собой другие; причинной теории восприятия, согласно к-рой оно запечатлевает в мозгу воздействие внеш. объекта; учение об аффектах как продуктах деятельности тела. В русле механистич. методологии эти понятия сочетались с дуализмом в трактовке человека. Телу, к-рое только движется, была противопоставлена душа, к-рая только мыслит. Новая форма дуализма радикально отличалась от дуализма Платона, поскольку тело понималось как независимая от души машина, душа же стала означать индивид, сознание как прямое знание субъекта о непосредственно испытываемых им мыслях и состояниях. П. из учения о душе становится учением о сознании или внутр. опыте, данном в самонаблюдении как восприятия человеком того, что происходит в его собственном уме (Дж. Локк). Эта концепция сознания как внутренне зримых индивидом психич. явлениях определила развитие интроспективного направления в П., связанного с ассоцианизмом, согласно к-рому её гл. объяснит, принципом является ассоциация этих явлений в силу смежности и частоты их сочетания. В самом ассоцианизме трактовке ассоциаций как связей, имеющих телесную основу (Локк, Д. Гартли, Дж. Пристли), противостояла трактовка, относившая законы ассоциаций к свойствам самого сознания (Дж. Беркли, Д. Юм, Т. Браун). В ассоцианизме сложился аналитич. подход к сознанию: предполагалось, что из небольшого числа простых идей постепенно складывается весь психич. аппарат человека. Это положение оказало влияние на педагогику, на решение вопроса о том, как следует формировать дет. ум, представляющий при рождении «чистую доску», на к-рую опыт наносит свои письмена. Наряду с П. сознания в 17—19 вв. возникла П. бессознательного. Она восходит к философии Г. Лейбница, придававшего важную роль динамике бессознательных представлений (перцепций), для осознания к-рых необходима особая психич. активность — апперцепция. Это учение разработал И. Гербарт, к-рый, используя опыт педагогики (в частности, И. Песталоцци), выдвинул понятие об «апперцептивной массе» как запасе неосознаваемых психич. элементов, от к-рого зависит, какие именно представления появятся в сознании. Эта масса приобретается в индивидуальном опыте и может быть сформирована воспитателем. К сер. 19 в. успехи нейрофизиологии и биологии способствовали зарождению осн. понятий (категорий) П., к-рая благодаря широко развернувшейся эксперим. работе приобрела возможность обособляться как от философии, так и от физиологии. Изучение функций органов чувств привело к созданию психофизики — особого раздела П., использующего количеств, показатели и шкалы для измерения сенсорных процессов (ощущений). В работах Э. Вебера и Г. Т. Фехнера был открыт осн. психофизич. закон, согласно к-рому интенсивность ощущения равна логарифму силы раздражения. Тем самым было опровергнуто мнение И. Канта о том, что изучение психич. явлений не может достигнуть уровня науки из-за неприменимости в П. матем. методов. Наряду с психофизикой эти методы получили применение в эксперим. исследованиях скорости реакции (Г. Гельмгольц, Ф. Дондерс), к-рые стали ещё одним важным направлением П. Вопрос. о том, зависит ли ощущение от строения органа или от упражнения, привёл к спору между теми, кто считал психич. образ прирождённым (нативизм) либо приобретённым благодаря опыту (эмпиризм). В дальнейшем были пересмотрены оба понятия: и о природной организации, и об опыте. Решающее значение для придания этим понятиям нового содержания имело внедрение в П. идей эволюц. биологии (Ч. Дарвин, Г. Спенсер), с точки зрения к-рой психика стала рассматриваться как важнейшее орудие приспособления организма к среде. Организм выступил в виде гибкой системы, неотъемлемым фактором развития к-рой в филогенезе и онтогенезе служат психич. функции. Эти функции трактовались теперь как свойства стремящегося к самосохранению организма, а не функции бесплотного сознания. Это привело к представлению о том, что они реализуются по типу рефлекса, т.е. включают восприятие внеш. раздражителя, преобразование этого восприятия в высших нервных центрах и ответное целесообразное действие организма в окружающей среде. Это требовало внедрить в П. объективный метод. превратить её из науки о сознании в науку о психически регулируемом поведении. Однако решение этой задачи, впервые поставленной И. М. Сеченовым, стало возможным лишь впоследствии. В начальный же период формирования П. в качестве отд. дисциплины в ней доминировало интроспективное направление, представленное в 70-х гг. 19 в. двумя его лидерами — В. Вундтом и Ф. Брентано. В 1879 Вундт создал в Лейпциге первую лабораторию эксперим. П., по образцу к-рой стали возникать аналогичные учреждения во мн. странах мира. Предметом П. он считал непосредств. опыт субъекта, методом — специально натренированное самонаблюдение, позволяющее выявить с помощью эксперимента первоэлементы этого опыта — психич. процессы, а задачей — открытие законов, по к-рым они протекают. При этом считалось, что эксперим. изучению доступны только простейшие процессы, тогда как сложные (мышление) могут быть познаны только посредством анализа продуктов культуры (языка, мифа, иск-ва и др.) в системе особой науки — этнопсихологии (психологии наций, народов, этнич. групп). Вундт считал гл. делом П. исследование структуры сознания (в силу чего его учение принято называть структурализмом). Брентано, для к-рого основным являлись акты или функции сознания, стал родоначальником функционализма в П. Задачу П. он видел в выявлении актов представления объекта, суждения о нём и его эмоциональной оценки. Для этого предполагалось использовать феноменологич. метод. хотя и отличный от интроспективного, но также являющийся субъективным, поскольку считалось, что сознание открывает свои тайны только его носителю — субъекту. Однако широко развернувшаяся эксперим. работа вела за пределы этих представлений, позволяя устанавливать закономерности и факты, ценность к-рых не зависела от самонаблюдения. Они относились к процессам памяти, внимания, выработки навыков (Г. Эббин-гауз, Дж. Кеттел, У. Брайан, Н. Хардер и др.). Параллельно развивались разл. отрасли П., где утверждались объективно-генетический, сравнительно-ист. методы, а также новые методы количеств, анализа. Возникает дифференциальная П., изучающая индивидуальные различия между людьми (В. Штерн, А. Ф. Лазурский). Для её целей разрабатывается метод тестов (Ф. Гальтон, А. Бине и др.). Широкое распространение этого метода было обусловлено потребностями практики — школы, клиники, произ-ва. Совершенствуется техника обработки данных об индивидуальных различиях и корреляциях между ними (Ч. Спирмен). Выдвигаются понятия об умственном возрасте и об общей одарённости. Создаются тесты для профориентации и проф. отбора. Массовый характер тестирования побудил перейти от индивидуальных тестов к групповым, разработать процедуры стандартизации тестов. В практике обучения наряду с тестами, ставшими гл. каналом использования данных П. в школе, применяются в интересах науч. обоснования педагогики и др. методы П., в частности эксперимент (Э. Мёйман, А. П. Нечаев), опросники (Г. С. Холл), объективное наблюдение (К. Грос), клинич. анализ. Сближение П. с педагогикой шло в разл. направлениях. Проект построения пед. психологии на принципах естеств.-науч. знания о ребёнке предложил П. Ф. Каптерев. Роль мышечной активности в формировании дет. ума была освещена П. Ф. Лес-гафтом, к-рому принадлежало также исследование «школьных типов». В нач. 20 в. зарождается идея создания спец. комплексной науки о детях — педологии. Применительно к дет. психике, наряду с направлением, к-рое объясняло её развитие исходя из принципов эволюц. биологии, складываются концепции, ориентирующиеся на культурно-ист. подход и ставящие поведение ребёнка в зависимость от социальных факторов (Н. Ланге, Т. Рибо, Дж. Мид). Изучение дет. психики подрывало доверие к интроспекции («внутреннему зрению») как гл. методу П., побуждало опираться на объективные показатели строения, функций и развития психики. Глубокое воздействие на изменение облика П., на её отход от субъективного метода оказали также достижения зоопсихологии, ист. и этнич. П. (изучающей психику народов, стоящих на разл. ист. ступенях культурного развития). Вслед за систематизацией этнографич. фактов широкое развитие получили сопоставительные эксперим. исследования восприятия, памяти, мышления у детей и взрослых, живущих в условиях разл. культур. Обращение к генетически разл. уровням развития психики обнажило несовершенство методо-логич. установок как структурной, так и функциональной П. сознания. На рубеже 19—20 вв. П. вступает в полосу острого кризиса, внеш. проявлением к-рого явилось возникновение ряда новых школ. Их концепции отразили запросы логики развития науч. познания, необходимость преобразования осн. категорий П., выхода за пределы версии о том, что психич. процессы начинаются и кончаются в сознании субъекта. наиб. влияние на прогресс П. оказали три школы: бихевиоризм, гештальтпсихология и фрейдизм. Бихевиоризм отверг многовековую традицию в понимании предмета П., предложив считать таковым не сознание, а поведение как систему объективно наблюдаемых реакций организма на внеш. раздражители. Проблема включения в область П. реальных действий организма в окружающей среде была поставлена впервые И. М. Сеченовым, считавшим, что психич. акт совершается по типу рефлекторного и поэтому включает наряду с центр. звеном (сознанием) как восприятие идущих извне сигналов, так и ответные телесные действия. Дальнейшее преобразование понятия о рефлексе было связано с необходимостью объяснять, каким образом организм приобретает новые формы поведения. Эту задачу разрешил И. П. Павлов, учение к-рого об условных рефлексах заложило фундамент объективного изучения широкого круга психич. явлений (прежде всего процесса научения). В. М. Бехтерев выдвинул концепцию о сочетательных рефлексах, к-рые, подобно условным рефлексам, являются приобретёнными, а не врождёнными. Тем самым важнейшее для П. понятие об опыте приобрело новое содержание, поскольку переводилось на естеств.-науч. язык: опыт не сводится к тому, что запечатлевает и перерабатывает сознание; он означает преобразование реальных действий организма. В те же годы с др. позиций вариативность поведения в ситуациях, требующих действий, для к-рых организм не располагает готовой программой, исследовалась Э. Торндайком. С целью объяснения этих действий он предложил формулу «пробы, ошибки и случайный успех», к-рая не требовала обращения к сознанию как регулятору отношений организма со средой. Т. о., внедрение в П. категории поведения шло с разл. сторон. Бихевиоризм сделал её основополагающей. Его ограниченность заключалась в том, что поведение было противопоставлено сознанию, реальность к-рого вообще была отвергнута. Для всех субъективных явлений подыскивался телесный эквивалент (напр., для мышления, поскольку оно связано с речью, — реакции голосовых связок). Поведение человека биологизи-ровалось, качеств, различий между ним и поведением животных не усматривалось. Это снижало ценность позитивного вклада бихевиоризма в разработку проблем П. Если бихевиоризм противопоставил сознанию поведение, то фрейдизм — бессознательную психику. Предпосылкой этого служили достижения патопсихологии в изучении неврозов, внушения, гипноза (А. Льебо, И. Бернхейм, Ж. Шар-ко), вскрывшие на клинич. материале несостоятельность традиц. трактовки мотивации как движимых полностью осознанными побуждениями человеческих поступков. Опираясь на факты, почерпнутые в клинике неврозов, 3. Фрейд сделал вывод о предопределённости всех психич. актов энергией сексуальных влечений, являющихся иррациональными и враждебными сознанию; феномены сознания служат для них маскирующим механизмом перед лицом противостоящей индивиду социальной среды. Запреты со стороны последней, нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, к-рая прорывается на обходных путях в виде невротич. симптомов, сновидений, забывания неприятного и др. Представители гештальтпсихологии (М. Вертхеймер, В. Кёлер, К. Левин, К. Коффка) стремились доказать, что поведение определяется целостными осознаваемыми психич. структурами (гештальтами), к-рые возникают и изменяются по особым законам. Этим структурам придавался универсальный характер. Они считались организаторами психики и поведения на всех уровнях и в любых формах. Поэтому, подобно бихе-виористам, с к-рыми они резко полемизировали, гештальтисты не видели качественных отличий человеческой психики от животной. Все три главные школы в П. обращались к дет. психике, стремясь обосновать свои концепции эмпирич. материалом, почерпнутом в её исследованиях. Ряд их концепций, выявленных фактов и выдвинутых проблем стимулировал развитие П., позволил вскрыть ограниченность прежних представлений. В частности, гештальтпсихология показала несостоятельность «атомистической» П., разлагающей сложные и целостные психол. образования на отд. элементы; бихевиоризм разрушил концепции, сводящие психику к феноменам сознания и игнорирующие реальные практич. действия как важнейший фактор истории поведения. Вопрос. о роли в этой истории неосознаваемой мотивации, о сложных отношениях между разл. уровнями организации личности с большой остротой поставил фрейдизм. Др. направлениями периода кризиса П. являлись франц. социологич. школа, к-рая опиралась на идеи Э. Дюркгейма и объясняла психич. свойства индивида его включённостью в систему социальных отношений, и «понимающая» психология В. Дильтея, к-рая противопоставила себя естеств.-науч. П. на том основании, что душу человека можно понять, только соотнося её с ценностями культуры (причинное объяснение к ней неприменимо). Обе эти школы оказали влияние на изучение проблем дет. П. Первая выводила развитие психич. функций у ребёнка из процесса его общения с др. людьми, вторая интерпретировала развитие личности, исходя из представления о том, что оно определяется её направленностью на разл. классы ценностей культуры. Во всех этих концепциях неадекватно преломилась потребность науч. П. включить в систему своих категорий понятия, охватывающие психосоциальные отношения субъекта и его личностно-значи-мые переживания. Логика развития П. сталкивалась с задачей преодолеть расщеплённость её понятий, методов, объяснительных принципов на лишённые внутр. связи фрагменты знания. Целостность П. как науки утрачивалась. Это порождало попытки выйти из кризиса путём интеграции идей и категорий, к-рые разрабатывались в различных, противостоящих друг другу школах и системах. Отражением этой тенденции явилось включение прежними школами в свои исходные схемы новых концепций во избежание односторонности этих схем. В бихевиоризме на первый план выдвигается понятие о «промежуточных переменных» (Э. Толмен). Это направление было названо необихевиоризмом. Оно стало на путь изучения центр. физиол. процессов, развёртывающихся между сенсорным «входом» и моторным «выходом» системы организма (К. Халл). Эта тенденция окончательно побеждает в 50—60-х гг., в частности под влиянием опыта программирования на ЭВМ. Изменяется взгляд и на роль ней-рофизиол. механизмов, к-рые рассматриваются теперь как неотъемлемый компонент общей структуры поведения (Д. Хебб, К. Прибрам). Предпринимаются попытки распространить объективный метод на изучение чувственно-образного аспекта жизнедеятельности, не сводя его к моторным функциям, как это было свойственно раннему бихевиоризму. Фрейдизм также претерпевает трансформацию. Возникает неофрейдизм — течение, связывающее бессознательную психич. динамику с действием социокуль-турных факторов (К. Хорни, Г. Салли-ван, Э. Фромм) и использующее психотерапию не только для лечения неврозов, но и с целью избавить нормальных людей от чувства страха перед враждебной социальной средой. Наряду с новыми вариантами бихевиоризма и фрейдизма возникла гуманистическая («экзистенциальная») П. (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт и др.), утверждающая, что использование науч. понятий и объективных моментов исследования личности ведёт к её «дегуманизации» и дезинтеграции, препятствует её стремлению к саморазвитию. Установка на построение интегратив-ной схемы психич. деятельности отличала работы школы Ж. Пиаже, к-рая учла опыт франц. психологов, объяснявших функции сознания индивида инте-риоризацией межиндивидуальных отношений, равно как и фрейдистскую версию об антагонизме между влечениями ребёнка и необходимостью приспособить мышление к требованиям социального окружения, а также гештальтистский принцип целостности психич. организации. Соотнеся эти положения с собственной программой изучения познават. процессов, Пиаже создал новаторскую теорию их развития в онтогенезе. В СССР после Окт. революции развернулась перестройка П. на основах марксизма. В острых дискуссиях складывались адекватные марксистской методологии представления о психике как функции мозга, однако качественно отличной от его физиол. функций, об её обусловленности на уровне человека социальной средой, о необходимости внедрения в П. объективных методов, о диалектике развития сознания. Эти положения отстаивали К. Н. Корнилов, П. П. Блонский, М. Я. Басов и др. Формирование сов. П. шло с учётом достижений психофизиол. концепций И. П. Павлова, Бехтерева, А. А. Ухтомского, Н. А. Бернштейна и др. Гл. задачей, на решении к-рой сосредоточились усилия сов. психологов, являлось преодоление расщеплённости понятий о сознании и поведении. Попытка подойти к этой задаче, выдвинутой общим ходом развития мировой П., путём простого соединения указанных понятий, предпринятая Корниловым в концепции, названной им реактологией, оказалась неудачной. Требовалось радикальное преобразование обоих понятий с целью их интеграции в новую систему. Такой подход определил формирование самой крупной в сов. П. школы Л. С. Выготского, среди достижений к-рой наиб. значительными являются культурно-ист. теория развития психики и разработанная А. Н. Леонтьевым теория деятельности. Эта школа исходит из положения о том, что психич. функции человека опосредованы его включённостью в мир культуры и реальной деятельностью в нём, вт. ч. деятельностью общения. Между практич. внеш. деятельностью, к-рая прежней П. либо вообще изымалась из исследования, либо сводилась к реакциям на стимулы, и внутр. психич. активностью существуют взаимопереходы. Наряду с трансформацией внеш. действий во внутренние (умственные) развёртывается процесс воплощения последних в объективные формы, в частности продукты творчества. Введение категории деятельности позволило более адекватно подойти к проблеме биологического и социального в развитии психики человека, проследить, как в процессе усвоения индивидом общественно-ист. опыта преобразуются его исходные биол. потребности, врождённые способы поведения и познания. Принцип диалектич. единства сознания и деятельности лёг в основу многочисл. исследований сов. психологов (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплое, А. Р. Лурия и др.). Зависимость человеческого поведения от биол. и социальных факторов определяет своеобразие его исследования в П., к-рая развивается в «диалоге» между данными о природе и культуре, интегрируемыми в её собств. понятия. Учение о сознании как активном отражении реальности, обусловленном обществ.-ист. практикой, позволило с новых методологич. позиций разработать осн. проблемы П., среди к-рых выделялись психофизиологическая (об отношении психики к её телесному субстрату), психосоциальная (о зависимости психики от социальных процессов и её активной роли в их реализации конкретными индивидами и группами), психопрактическая (о формировании психики в процессе реальной практич. деятельности и зависимости этой деятельности от её психич. регуляторов — образов, операций, мотивов, личностных свойств), психогностическая (об отношении чувственных и умственных психич. образов к отображаемой ими реальности) и др. проблемы. Разработка этих проблем велась на основе принципов детерминизма (раскрытия обусловленности явлений действием производящих их факторов), системности (трактовки этих явлений как внутренне связанных компонентов целостной психич. организации), развития (признания преобразования, изменения психич. процессов, их перехода от одного уровня к другому, возникновения новых форм психич. процессов). П. представала совокупностью отд. отраслей, многие из к-рых приобрели самостоят. статус. Уже во 2-й пол. 19 в. сложилась психофизиология, к-рая исследует физиол. механизмы, реализующие психич. явления и процессы. К сер. 20 в., опираясь на успехи в изучении высшей нервной деятельности, психофизиология достигла высокого уровня развития как в СССР, так и во мн. заруб. странах. Др. ветвь П. — мед. П., к-рая первоначально была ориентирована на практику психотерапии. Впоследствии она дифференцировалась на собственно мед. П., охватывающую вопросы психотерапии, психогигиены, патопсихологию, изучающую психику душевнобольных как в теоретич. целях, так и в интересах лечебной психиатрич. практики, и нейропсихологию, решающую задачи локализации дефекта при очаговых поражениях мозга и восстановления нарушенных функций. Широкое развитие получили дет. и пед. П., тесно связанные между собой, поскольку психич. развитие ребёнка происходит в условиях усвоения им исторически выработанных знаний, умений и норм поведения, а процесс обучения и воспитания должен учитывать возрастные психол. особенности учащихся и достигнутый уровень развития их личности. Пед. П. изучает также процесс обучения взрослых. Помимо этого, появилась также возрастная П., охватывающая изменения психики во все периоды жизни индивида, включая период старения. Т. о., дет. П. может рассматриваться как раздел возрастной П. Развитие пром. произ-ва поставило перед П. задачу изучения трудовых процессов в целях повышения их эффективности путём рационализации двигат. операций, приспособления орудий и машин к возможностям человека, улучшения эко-логич. условий на произ-ве и проф. отбора. В связи с этим выделилась П. труда. В условиях автоматизации произ-ва на первый план выступили восприятие и переработка информации, принятие решений и др. сложные психич. процессы; спец. исследований потребовали вопросы распределения функций между человеком-оператором и машиной и их согласования. Появилась инж. П., имеющая важное значение не только для рационализации автоматизиров. систем управления, но и для их проектирования. С нач. 60-х гг. складывается космич. П., изучающая особенности деятельности человека в условиях космич. полётов. Изучение психол. особенностей спорт, деятельности определяет предмет П. спорта. Одна из важнейших областей П. — социальная П., исследующая деятельность человека в коллективах — трудовых, учебных и др., имеющих как формальный, так и неформальный характер, а также разл. внутр. структуру. В предмет социальной П. входят также вопросы формирования межличностных отношений в коллективе, дифференциации в нём функций (ролей), вопросы психол. совместимости участников коллективной деятельности и управления ею. Социальная П. тесно связана с проблемами воздействия на человека средств массовой информации и с П. речевого общения, изучаемой психолингвистикой. В отличие от мн. направлений заруб. социальной П., психологизирующих обществ. явления, отеч. социальная П. рассматривает изучаемые ею процессы как детерминируемые объективными отношениями в обществе, к-рые управляются законами ист. развития. С социально-психол. проблемами тесно связаны нек-рые вопросы П. воспитания. В общей П. выделился также раздел, посвящённый П. техн., науч. и худож. творчества, что связало П. с науковеде-нием и эстетикой. В качестве особого раздела выступает П. личности, интегрирующая факты и закономерности практически всех областей П., особенно социальной и возрастной П. Дифференциально-интеграц. процессы, превратившие П. в «куст» отраслей, обусловлены запросами разл. отраслей практики, сталкивающими П. со специфическими для каждой из них проблемами. Эти проблемы являются, как правило, комплексными и поэтому разрабатываются мн. дисциплинами. Включение П. в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснит, принципами. Вместе с тем в результате контактов с др. науками П. сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими её содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий её целостность как самостоят. науки. Важное воздействие на дальнейшее развитие П. оказала происшедшая в условиях НТР передача электронным устройствам нек-рых функций, являвшихся прежде уникальным достоянием человеческого мозга, — функций накопления и переработки информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в П. кибернетич. и теоретико-информац. понятия и модели (получившие особое распространение в когнитивной психологии), что способствовало формализации и математизации П., внедрению в неё кибернетич. стиля мышления. Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании тех функций человека, к-рые не могут быть переданы электронным устройствам, прежде всего творческих способностей, обеспечивающих дальнейший науч.-техн. прогресс. Изучение проблем «искусственного интеллекта», с одной стороны, творческой деятельности — с другой, становятся в совр. эпоху важными направлениями П. Наряду с ними стремительно развиваются исследования, связанные с полит., демографич., экологич. и др. актуальными проблемами современности. Лит.: Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, M.; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, M.; его же, Проблемы общей психологии, М.; Петровский А. В., История сов. психологии, М., 1967; Эксперим. психология, ред.-сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 1—6, М., 1966—78; Ярошевский М. Г., Психология в XX столетии, M.; его же, История психологии, M.; Ярошевский М. Г., Анцыферова Л. И., Развитие и совр. состояние заруб. психологии, М., 1974; Смирнов А. А., Развитие и совр. состояние психол. науки в СССР, М., 1975; ЛурияА. Р., О месте психологии в ряду социальных и биол. наук, ВФ, 1977, № 9; Пиаже Ж., Психология, междисциплинарные связи и система наук, в кн.: Хрестоматия по психологии, под ред. А. В. Петровского, М., 1977; Ананьев Б. Г., Человек как предмет познания, в его кн.: Избр. психол. труды, т. 1, М.,1980; Волков К. Н., Психология о пед. проблемах, М., 1981; Психол. наука и пед. практика, К., 1983; Ломов Б. Ф., Методология, и теоретич. проблемы психологии, М., 1984; Петровский А. В., Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1994; Psycho-logy: a study of a science, ed. by S. Koch, v. l—6, N. Y., 1959—63; Classics in psychology, ed. by T. Shipley, N. Y., 1961; The science of psychology: critical reflections, ed. by D. P. Schultz, N. Y., 1970. M. Г. Ярошевский.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|