|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ОСТРОГОРСКИЙ Александр Яковлевич[20.10(1.11). 1868, Гродно, — 1(14). 10.1908, Петербург], педагог, журналист, обществ. деятель. После окончания в 1892 юрид. ф-та Петерб. ун-та служил в уч. отделе Мин-ва финансов, в 1895 был назначен чл. учреждённой при МНП Комиссии по подготовке Всерос. пром. и худож. выставки в Н. Новгороде (1896), организовал на ней уч. отдел, а в 1900 — рус. отдел по нар. образованию на Всемирной парижской выставке. Сотрудничал в журн. «Образование», став его ред.-издателем (с 1896), О. значительно расширил проблематику публикаций и преобразовал его из чисто педагогического в обществ.-полит., науч.-популярный и лит. журнал. При О. в нём печатались А. А. Блок, А. С. Грин, Я. Корчак, В. И. Ленин, А. В. Луначарский, А. Н. Толстой, В. Ходасевич и др. Инициатор создания и первый директор (с 1898) Тенишевского уч-ща — ср. школы, заметно отличавшейся от традиц. гимназии методикой преподавания и общим укладом жизни. Организаторы уч-ща положили в основу своей работы бережное, гуманное отношение к личности ребёнка, её разностороннее развитие, внимание к индивидуальным особенностям ученика. Эти принципы осуществлялись во всей уч.-воспитат. работе уч-ща, применявшего рациональные формы организации занятий и активные методы обучения (наглядность, лабораторные опыты, экскурсии и др.). Большое внимание уделялось здоровью и физич. развитию учеников, их эстетич. воспитанию. Построенное в 1900 здание уч-ща отвечало пед. и гигиенич. требованиям, что давало детям возможность заниматься трудом и спортом, устраивать спектакли, муз. вечера. В школе были отменены награды, наказания и кондуиты, ежедневные отметки и переводные экзамены, успешно осуществлялась новая для ср. уч. заведений семестровая организация занятий. К участию в жизни школы активно привлекались родители. О. близко знал каждого ученика и его семью, сам преподавал рус. язык и словесность, ввёл уроки лит.-худож. чтения, воспитывая в детях языковую культуру и любовь к лит-ре. Создал уч. кн. «Русское правописание. Руководство к его наглядному изучению. Статьи для списывания» (1908) и хрестоматию «Живое слово» (1907—09, 1916—1712), служившую для семейного чтения и пользовавшуюся популярностью у неск. поколений детей шк. возраста. Хорошо изданное, с тщательно подобранным лит. материалом, иллюстрированное репродукциями работ В. В. Верещагина, И. Н. Крамского, И. И. Левитана, В. Г. Перова и др. известных художников, «Живое слово» знакомило с лучшими произв. рус. классики, а также писателей 20 в. (Л. Н. Андреева, И. А. Бунина, М. Горького). О. — активный деятель мн. обществ.-просветит. орг-ций. В 1905—07 был одним из организаторов Союза учителей и деятелей по нар. образованию (позднее Всероссийский учительский союз), участвовал в подготовке проекта реформ ср. образования, избран гласным Гор. думы. Соч.: Коммерческое образование. Его совр. организация на Западе и возможная постановка в России, СПБ, 1895; Низшие уч. заведения, Н. Новгород, 1896; Как же устроить нашу ср. школу, «Образование», 1903, № 10. Лит.: Александру Яковлевичу Острогорскому. Учителю и другу — Тенишевцы, СПБ, 1908; Сахаров А., Памяти Александра Яковлевича Острогорского, «Русская школа», 1908, № 11; Редозубов С. П. (сост.), Чтение в нач. школе, М., 1949. М. В. Михайлова.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|