|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
ОГАРЁВ Николай Платонович[24.11(6.12). 1813, Петербург, — 31.5(12.6).1877, Гринвич], поэт, публицист, обществ. деятель. В 1832—33 слушатель нравств.-полит. отделения Моск. ун-та. В 1856 эмигрировал в Англию; в 1865—75 жил в Швейцарии. Вместе с А. И. Герценом (познакомились ок. 1825- 1826) издавал альм. «Полярная звезда» (1855—68) и газ. «Колокол» (1857—67). Первые статьи на пед. темы относятся к 1836—37. В 1847 составил подробный план «школы с. х-ва». В теоретич. введении к плану О. различал невежество двух типов: «простое незнание истины», устраняемое в процессе обучения, и «искажённое понятие истины» (привычка к рабству, косность в х-ве и в быту), преодоление к-рого требует перестройки всего образа жизни учащихся, т.е. воспитания. Назв. проектировавшегося уч. заведения «Нар. политехн. школа» подчёркивало ориентацию О. на гл. принцип парижской Политехн. школы — спец. образование на базе общего. 4-летний курс наук должен был тесно сопрягаться с круглогодичной физич. работой (столярное и др. ремёсла, «устройство моделей», ведение фермы, даже постройку и пуск завода). В обучении предусматривался естеств.-науч. уклон. В преподавании гуманитарных дисциплин (история, география) доминировал прагматич. аспект, обеспечивающий возможность «прямого нападения на предрассудки»; в программе использовались уч. книги только гражд. печати. Выпускники (10—15 мальчиков, поступивших в школу в 12—14 лет) освобождались от крепостной зависимости, но должны были 4 года учительствовать. Предусматривалось, что все предметы преподаёт один учитель («лаборант»), к-рый вместе с О. должен составить «нар.-уч. книгу». Однако поиски учителя, способного и желающего в одиночку вести «почти университетский курс», были безуспешны. В нек-рых своих разделах проект О. восходит к популярным утопич. идеям 1-й пол. 19 в. (прежде всего Ш. Фурье): организация школы мыслилась на манер фаланстера, для к-рого характерно сочетание конечной высокогуманной цели и педантичной регламентации повседневной жизни, ограничений свободы поведения (напр., запрет отлучаться из школы домой на протяжении всего обучения). О. был увлечён этим проектом, к-рый поддержал, в частности, Н. А. Герцен; попытку реализовать его на практике предпринял друг О. — H. M. Сатин, открывший в 1849—50 «пансион» (вероятно, только женский) в Старом Акшено, где обучали грамоте и рукоделию. К проблеме нар. образования О. постоянно возвращался на страницах Вольной печати. В цикле «Русские вопросы» (1857) он требовал изъять нар. школы из компетенции Мин-ва гос. имуществ и передать их Мин-ву нар. просвещения, чтобы они, как и прочие уч. заведения, находились под наблюдением ун-тов. О. поддержал частную и обществ. инициативу в открытии новых школ, полагая, что «там разовьётся безвозмездное преподавание на обществ. сборы». «Земля, воля, образование» — формула, отвечающая на гл. вопрос. прокламации «Что нужно народу» (1861). В ст. «На новый год» (1861) сформулированы новые принципы нар. образования в связи с предстоящей крестьянской реформой: бесплатное и равное обучение, упразднение всех сословных уч. заведений, в т. ч. семинарий, «допущение женщин к университетскому образованию», развитие сети «частных уч. заведений», «учреждение странствующих учителей» для крестьян и рабочих (в их функции, как пояснено в позднейшем конспиративном док-те, входила и рев. пропаганда), полная свобода преподавания. В ст. «Что надо делать народу» (1862) О. подчеркнул необходимость выделения средств для обучения не только детей, но и взрослых. Ок. 1868 О. составил предназначенный для России проект «О пропагандистских земледельч. коммунах», включающий пункт об устройстве школы «для развития земледелия». С этим проектом, очевидно, связан и другой — «Нар. земледельч. училища», к-рый предполагался к публикации в подцензурной печати. Не столь подробный, как план 1847, этот док-т сохранял его установку на поли-техн. характер обучения. 3-летний курс преследует цель «земледельч. образования» и включает черчение, начала физики и химии, историю земледелия и др.; практич. занятия подразумевают овладение ремёслами и навыками фабричного труда. Новации — обучение девушек (обсуждается даже вопрос. о совм. классах) и воскресные лекции священников для самых старших учеников (что диктовалось, видимо, цензурными соображениями). Откликаясь на студенч. волнения кон. 60-х гг., О. в ст. «Наша повесть» (1869) выразил надежду на дальнейшее сближение образования и народа, начавшееся, по его мнению, с создания воскресных школ. Здесь же О. резко критиковал внедрение классич. образования, отстаивая преподавание опытной науки — необходимого союзника «нар. свободы». Соч.: Избр. социально-полит. и филос. произведения, т. 1—2, М., 1952—56; О воспитании и образовании, М., 1990 (совм. с А. И. Герценом). Лит.: Гершензон М. О., История молодой России, М. — П., 1923; Зейли-гер-Рубинштейн Е. И., Н. П. Огарев о воспитании и нар. образовании, М., 1966. А. О. Осповат.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|