МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович

[27.1(8.2).1834, Тобольск, — 20.1(2.2). 1907, Петербург], учёный, педагог, обществ. деятель, ч.-к. Петерб. АН (с 1876), д-р наук (1865), проф. (1864). Окончил Гл. пед. ин-т (1855). Был учителем гимназии при Ришельевском лицее в Одессе. Св. 35 лет преподавал в Петерб. ун-те, Технол. ин-те, на Высш. жен. (Бестужев-ских) курсах, в др. высш. и ср. уч. заведениях. Открыл (1869) периодич. закон хим. элементов, один из осн. законов естествознания. Автор классич. уч. руководств: «Органич. химия» (1861; отмечено Демидовской пр. Петерб. АН) — первого рус. оригинального учебника по этому курсу; «Основы химии» (ч. 1—2, 1869- 1871) — первого учебника, построенного на основе периодич. закона. Как лектор и автор уч. пособий развивал традиции творческого науч. преподавания в рус. высш. школе. В 1890 ушёл в отставку из Петерб. ун-та в знак протеста против притеснения студенчества.

В статьях и заметках (опубл. в прессе и отд. изд.) высказывался о необходимости коренного преобразования системы нар. просвещения и его гос. финансирования, введения обязат. нач. обучения. Предлагал развивать сеть уч. заведений т. о., чтобы нач. школа была в каждой деревне, мл. классы ср. школы — в каждом селе, старшие — в каждом городе, а высш. уч. заведения — в каждом губернском центре. Такая «непрерывность» обучения предоставляла бы талантливым учащимся возможность перехода к высш. ступеням образования. Сила народа, по убеждению М., — в «нар. умственном достоянии», выразителями к-рого бывают люди, подобные М. В. Ломоносову. Степень совершенства человека М. определял его пользой для широкого круга обществ., гос. и общечеловеческих интересов. Путь к формированию такого человека он видел в деятельности ср. и высш. школы. М. полагал, что осн. направление ср. образования в России должно быть «жизненным и реальным». Он считал необходимым сокращение курса ср. образования до 6 лет вместо 8, отмену экзаменов. В содержание ср. образования включал, в частности, географию, историю, естествознание, математику, физику и космографию, иностр. языки, законоведение. В ср. школе необходимо уделять внимание нравств. и худож. воспитанию, практич. занятиям, труду и гимнастике.

Высш. школу должен отличать постоянный труд по развитию науки и укреплению её связи с пром-стью. Ср. и высш. школе предоставляется автономия.

М. особое значение придавал подготовке учителей и профессоров как высокообразованных специалистов, способствующих самостоят. развитию своей страны. Цельная система образования, по убеждению М., должна начинаться с устройства высш. уч. заведения для подготовки учителей — «уч-ща наставников». В проекте такого уч-ща М. предусмотрел 3 ф-та: историко-филологич., физ.-мат., техн., или камеральный (все с 5-летним сроком обучения). Предполагалось создание интерната для учащихся, лабораторий, б-к, с.-х. угодий и ферм. М. признавал полезным открытие при уч-ще семинарии для учителей, 3-классной нач. школы и гимназии, к-рые могли бы служить распространению совершенных способов обучения. Учитель, не обладающий общим филос. мировоззрением, не может производить на учащихся плодотворного действия. В то же время «без увлечения наукой нельзя ждать массы дельных учителей и надлежащих плодов от умножения школ».

С о ч.: Нар. просвещение и высш. образование, Соч. в 25 тт., т. 23, Л. -М., 1952.

 

Просмотров: 537
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Безопасные условия для человека
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • ВСЕ ВО ВСЕМ (или КАЖДОЕ В КАЖДОМ)
  • Второе значение образования как результата
  • ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ
  • ИНСТИТУТЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ
  • МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович (1834—1907)
  • Методика оценки представлений учителей о взаимодействии с учащимися на уроке
  • Методики-упражнения для учителей «Умею ли я слушать?»
  • методы обучения в высшей школе
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Педагог дополнительного образования
  • Педагог дополнительного образования
  • ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • Программа учебного курса для обучающегося
  • Программное обеспечение (ПО) поддержки издательской деятельности для нужд учебного заведения
  • РОДНОЙ ЯЗЫК в школе Рос. Федерации с нерусским языком обучения
  • Система непрерывной профессиональной подготовки учителей в области использования средств ИКТ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Учебные заведения для взрослых
  • УЧЕТ ОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ВЕЩЕСТВ
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ)
  • цели обучения в высшей школе
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь