КИТАЙ

Китайская Народная Республика (КНР), гос-во в Центр. и Вост. Азии. Пл. 9,6 млн. км2. Нас. 1111,9 млн. чел. (1989), 94% — китайцы (или ханьцы). Гос. язык — китайский. Столица — Пекин.

По традиции считается, что первые школы появились в 3-м тыс. до н. э. (см. Древний Восток). В произведениях кит. классич. лит-ры древние школы наз. сян («место, где старики учат молодых») и сюй («место, где молодые учатся владеть оружием»). Достоверные материалы о наличии соответствующих школ относятся к эпохе Шан (или Инь) (1600- 1027 до н. э.). В эпоху династии Чжоу (1027- 256 до н. э.) уже существовали центр. «государственные» школы (госюэ, для детей знати) и местные («волостные») школы (сянсюэ; для детей простолюдинов). В школах изучались т. н. Шесть искусств (Лю и): мораль, музыка, стрельба из лука, письмо, счёт, управление колесницей. Одарённые выпускники продолжали совершенствоваться в соответствии со своими наклонностями.

С оформлением гл. течений кит. этико-политич. и филос. мысли (5—3 вв. до и, э.) возникли частные школы (сысюэ). Первую общедоступную частную школу осн. Конфуций. В первые века н. э. заметную образоват. роль в К. играли буддистские монастыри. В 7—13 вв. открылись специализиров. и проф. школы (матем., мед., юрид. и др.), как провинциальные, так и местные. К 13—14 вв. насчитывалось примерно 24 тыс. разл. школ.

В эпоху династии Мин (14—17 вв.) появилась система школ, к-рая просуществовала до нач. 20 в. Она включала «общинные» школы 1-й ступени (деревенские начальные — шэсюэ); создававшиеся местными властями школы 2-й ступени — «уездные» (сяньсюэ); «областные» (фусюэ) и «книжные дома» (шую-ань), образованные в провинциях, а также высш. школы для привилегиров. лиц (гоцзыцзянь). Подавляющее число школ относилось к частным. Обучение было платным. В казённых школах (гуаньсюэ) расходы на обучение и проживание устанавливались в едином порядке для всех учащихся. Получение даже начального шк. образования не считалось в К. обязательным. Лишь мальчики из семей обеспеченных родителей имели возможность поступить в школу (возраст обучения с 6—7 лет до 18—19 лет). Девочки могли получить образование только на дому. Уч. процесс длился целый год, за исключением праздников и новогодних каникул; ежедневные занятия шли с 7 час утра до 6 час вечера, на отдых отводилось 12—14 час.

6—7-летние дети начинали осваивать грамоту путём заучивания «Троесловия» («Саньцзыцзин»), своего рода «букваря», к-рый содержал 1068 иероглифов и был написан на древнем лит. языке вэньянь (отличался от разговорного языка бай-хуа). «Саньцзыцзин» был написан в стихотворной форме и по своему содержанию представлял краткое изложение основ конфуцианской морали. Затем учащиеся переходили к изучению др. уч. пособия «Фамилии всех родов» («Байц-зясин»), содержавшего перечень 408 односложных и 30 двусложных кит. фамилий. Следующим учебником был «Ты-сячесловник» («Цяньцзывэнь»), состоявший из 1 тыс. иероглифов, из к-рых ни один не повторялся. Его содержание было сходно с «Саньцзыцзином». Выучив около 2—3 тыс. иероглифов и сдав экзамены за курс нач. обучения, учащиеся продолжали учёбу в школе 2-й ступени, где весь процесс воспитания и обучения сводился к заучиванию текстов древних классич.

книг, входивших в состав конфуцианских «Четверокнижия» (Сышу) и «Пятикнижия» (Уцзин), а также «Книги почитания родителей» (Сяоцзин). В «Четверо-книжие» входили: «Беседы и суждения» (Луньюи), трактат «Мэнцзы», «Великое учение» (Дасюэ) и «Учение о середине» (Чжунюн). В «Пятикнижие» входили: «Книга перемен» (Ицзин), «Книга истории» (Шуцзин), «Книга стихов и песен» (Шицзин), «Книга обрядов» (Лицзи) и «Весна и осень» (Чуньцю). В последний период обучения в школе изучали стилистику, принципы стихосложения, упражнялись в написании сочинений и в комментировании классич. текстов. Задачей образования считалась подготовка к гос. экзаменам, к-рые открывали путь к получению чиновничьих и высоких гос. должностей. Система экзаменов для поступления на гос. службу сложилась к периоду династии Суй (кон. 6 — нач. 7 вв.) и практиковалась до конца династии Цин (до 1905). Гос. экзамены в период династий Мин и Цин предполагали 3 ступени: экзамены 1-й ступени проводились в уездных центрах осенью каждого года. Сдавший экзамен получал звание сюцай («расцветающий талант»). Экзамены 2-й ступени проводились весной, один раз в 3 года в гл. провинц. центрах; выдержавший экзамен становился цзюйжэнем («кандидатом наук»). Экзамены 3-й ступени на степень цзиныни («учёный доктор») проходили в столице 1 раз в 3 года. Предполагались 2 этапа: сначала экзамен, организуемый ведомством церемониала, затем императорский экзамен — дяныни («дворцовое испытание»). Часть получивших звание цзиныни становилась членами ист. Академии наук «ханьлинь-юань». Др. часть направлялась либо в центр. гос. ведомства, либо на места в качестве чиновников. Эта сложная система экзаменов просуществовала более 1300 лет и имела большое влияние на образование, а также политику и экономику К. Несмотря на то что экзамены принимались очень строго, нередки были случаи покупки учёных степеней.

В сер. 19 в. развернулось движение за реформу системы образования. Возникли первые школы, организованные по зап.-европ. образцу. В 1902—03 по указу императора была учреждена следующая система образования: дет. сады для детей от 4 до 7 лет, мл. нач. школа (5-летняя), высш. нач. школа (4-летняя), ср. школа (5-летняя), пед. и др. проф. уч-ща, а также ун-ты. В 1905 система гос. экзаменов была отменена. Важную роль для создания новой системы уч. заведений сыграл труд Чжан Чжидуна «Книга советов ученикам» (1898). В 1903 был создан Комитет по образованию, к-рый в 1905 преобразован в Мин-во просвещения. В 1906 организованы провинц. отделы просвещения.

Синьхайская революция (1911—13) свергла монархич. строй и способствовала развитию нар. образования. Из курса нач. школы было исключено изучение конфуцианских книг, введено преподавание арифметики, истории К., живописи, музыки, физкультуры. По инициативе первого министра просвещения республики Цай Юаньпэя в 1912 была введена новая система образования: дет. сады (для 4—7-летних детей), нач. школа (с двумя циклами обучения: 4 и 3 года, возраст с 7 до 14 лет), ср. школа (4-летняя). Были также приняты меры по расширению обучения девочек.

В 1922 была введена система шк. образования, к-рая просуществовала до 1949, — нач. школа (два цикла обучения: 4 и 2 года), ср. школа (два цикла по 3 года). Эта система была близка американской и предполагала 12 лет обучения. В уч. заведениях практиковалась ранняя специализация, большое внимание уделялось практич. занятиям. Нач. школу посещала лишь 1/3 детей соответствующего возраста. По статистич. материалам гоминьдановского мин-ва просвещения, в 1946—47 насчитывалось 289 тыс. нач. школ (гл. обр. 4-летних; около 10% составляли 6-летние школы) и 4226 ср. школ. В освобождённых районах в кон. 30-х гг. создавались нар. школы, к-рые называли ленинскими нач. школами, организовывались ликбезы, читальни и т. д. Накануне революции 1949 90% нас. оставалось неграмотным.

После образования КНР были проведены реформы в интересах создания единой системы образования (здесь и далее сведения и статистич. данные о периоде после 1949 не охватывают терр. о. Тайвань). В 1949—57 были увеличены расходы на образование; разработаны единые программы обучения и уч. материалы; в 1956 уровень неграмотности снизился до 78%; была создана система школ для обучения взрослого населения. В 50-х — нач. 60-х гг. уч. заведения всех видов изучали пед. теорию и опыт Сов. Союза, а также приглашали сов. специалистов. Сов. помощь сыграла большую роль, особенно в создании широкой сети производств. обучения и проф.-тех. образования.

В 1949—59 в уч. заведениях К. работало св. 760 сов. преподавателей, при их участии было создано 337 кафедр и почти 560 лабораторий. Одновременно они подготовили св. 4 тыс. аспирантов и св. 7 тыс. пед. работников. В кон. 50-х — нач. 60-х гг. в уч. заведениях СССР прошли обучение более 10 тыс. кит. специалистов. После провозглашения политики «большого скачка» (1958) управление образованием было передано от Мин-ва просвещения (учреждено в 1949) местным органам власти — нар. коммунам. Они создавали самостоят. уч. заведения гл. обр. с сокращённым сроком обучения по упрощённым программам, в к-рых половина времени отводилась на труд. Число учащихся начало сокращаться. Ухудшилось качество обучения. «Великая культурная революция» (1966—76) нанесла нар. образованию огромный ущерб. В течение 1966—68 уч. гг. занятия во всех уч. заведениях прекратились. Осенью 1968 возобновились занятия в ср. школах, в 1970 — в ун-тах.

В 1-й пол. 70-х гг. была сформирована следующая система образования: дошк. учреждения при гор. пром. пр-тиях, сел. и поселковых нар. коммунах; 9-летние школы для детей в возрасте от 7 до 15 лет (5-летняя мл. школа, 2-годичная неполная ср. и 2-годичная полная средняя), проф. и высшие уч. заведения (срок обучения не менее 3 лет после 9-летней школы), затем практика на пром. предприятиях, в с. х-ве или в воен. орг-циях.

В 1978 решением Госсовета КНР было введено 10-летнее общее образование (нач. школа — 5 лет обучения; неполная средняя — 3 года; полная средняя — 2 года), был также увеличен до 4—5 лет срок обучения в высш. школе. В 1-й пол. 80-х гг. восстановлено 12-летнее общее образование: мл. школа (6 лет обучения), неполная средняя (3 года), полная средняя (3 года). Было воссоздано Мин-во просвещения.

Современная система образования.

В 1985 году ЦК КПК принял решение о реформе системы образования; её осн. направления: повышение культурного уровня народа; подготовка кадров для нужд социально-экон. развития страны; передача прав по развитию нач. образования местным органам власти; поэтапное введение 9-летнего обязат. образования; регулирование ср. образования с преим. развитием учреждений проф.-тех. образования; совершенствование приёма в высш. школу и распределения её выпускников; расширение прав высш. школы; совершенствование руководства образованием.

Всекит. собрание нар. представителей в апр. 1986 приняло закон КНР об обязат. 9-летнем образовании детей от 6 лет и старше. В тех районах, где нет достаточных условий для посещения школы всеми детьми шк. возраста, допускается начало шк. обучения в 7 лет. На уроках в школе должен использоваться путунхуа (вводимый в стране общекит. яз., в основе к-рого пекинский диалект кит. яз.). Обязат. 9-летнее образование состоит из 2 ступеней: нач. обучение (6 лет) и неполное ср. образование (3 года). Возможны также варианты в рамках установленных сроков обучения. После 9-летнего образования можно продолжать учёбу в полных ср. уч. заведениях (всего 10—12 лет) либо поступать в проф.-тех. уч-ща.

Управление образованием. В 1985 вместо Мин-ва просвещения создан Гос. к-т просвещения при Госсовете КНР, в функции к-рого включён контроль за реализацией осн. направлений реформы системы образования.

С кон. 70-х гг. возрастают расходы на нар. образование. В 1980—85 гос. финансирование этой области увеличилось более чем в 4 раза. В сер 80-х гг. расходы на образование составляли от 2,5% до 4,7% ВНП. В 1989 св. 12% расходов по госбюджету приходилось на нужды нар. образования.

Дошкольное воспитание. Первые дет. сады в К. появились после реформ 1902—03. В 1931 насчитывалось 829 дет. садов (36,7 тыс. детей), в 1946 — 1300 садов (130 тыс. детей). После образования КНР система дет. садов расширилась. Дети принимаются в них с 3-летнего возраста. Дет. сады создаются учреждениями нар. образования, пр-тиями, орг-циями, уличными к-тами (в городах и посёлках) и частными лицами. В 1989 насчитывалось 172,6 тыс. дет. садов, где воспитывалось св. 18 млн. детей и было занято свыше 709 тыс. сотрудников.

Общее образование. Совр. тип нач. школы стал формироваться после реформы просвещения 1902—03. В 1912 имелось 86,3 тыс. нач. школ, в к-рых обучалось ок. 1 млн. 795 тыс. чел. Самое большое (до образования КНР) число школ и учащихся было зарегистрировано в 1946 — 290,6 тыс. школ и ок. 22,9 млн. 858 тыс. уч-ся. В кон. 80-х гг. 97% детей соответствующего возраста поступало в нач. школу. Срок обучения в нач. школе составляет 5—6 лет. Программа обучения предусматривает след, дисциплины: полит. и нравств. воспитание, кит. яз., арифметику, географию и историю (объединены в один предмет), природоведение, физкультуру, музыку, рисование и труд. Определённое время выделяется на спорт и общественно полезную деятельность. В 1989/90 уч. г. насчитывалось 777,2 тыс. нач. школ, где обучалось 123,7 млн. чел. и было занято св. 5,5 млн. учителей.

Обшее среднее образование. В кон. 19 в. в Пекине, Шанхае, Гуандуне (Гуанчжоу) и в др. городах появились первые ср. уч. заведения типа европ. реальных, где преподавались иностр. языки, математика, физика, химия, право, а также читались лекции по инж. делу, навигации и др. практич. предметам. В 1861—98 было создано 17 таких уч. заведений. Совр. тип ср. общеобразоват. школы формировался после реформ 1902—03. Самое большое (до образования КНР) число ср. школ было в 1946 — св. 4,2 тыс. (ок. 1,5 млн. уч-ся). В 1989/90 уч. г. насчитывалось 89,6 тыс. ср. школ (неполных средних — 73,5 тыс., полных средних — 16,1 тыс.), в них было занято ок. 3 млн. преподавателей (в неполной средней — ок. 2,4 млн., в полной средней — св. 550 тыс.). Число уч-ся достигло 45,6 млн. (в неполной средней — 38,4 млн., в полной средней-ок. 7,2 млн.). Срок обучения в ср. школе составляет 6—7 лет (возможны разл. варианты продолжительности обучения в рамках неполной ср. школы: 3—1—3 или 4 3; срок обучения в полной ср. школе 3 года. В программу обучения неполной ср. школы (7—9-е кл.) включены полит. воспитание, кит. яз., математика, иностр. язык, история, география, физика, химия, биология, физкультура, музыка, худож. воспитание, трудовая и техн. подготовка. Предусмотрены факультативные занятия; часть времени отводится для общественно полезной деятельности.

Программа полной ср. школы (10- 12-е кл.) включает кроме названных предметов совр. кит. лит-ру, электротехнику, изучение ЭВМ, черчение, второй иностр. яз., кит. классич. лит-ру, теорию лит-ры и иск-ва и др. 240 уч. часов отводится на факультативы; ежегодно в течение 4 нед (в день по 6 час) проводятся трудовые и практич. занятия.

Профессиональное образование. Проф. уч. заведения стали составной частью системы образования в К. после реформ 1902—03. Появились проф. уч-ща и 2 вида профшкол (куда поступали после окончания нач. школы или после 1-й ступени ср. школы). В 1912 насчитывалось 79 проф.-тех. школ (9,5 тыс. уч-ся). В 1946 имелось 724 школы (наиб. число до образования КНР), реально уровень обучения в этих школах оставался невысоким. Со 2-й пол. 80-х гг. в проф. образовании, как и во всей системе образования, проводятся реформы, цель к-рых создать широкую перспективную программу проф. обучения на базе 9-летней школы. Фактически проф. подготовка осуществляется также на базе нач. школы. В 1989/90 уч. г. в системе проф.-тех. образования обучалось св. 6,5 млн. чел. Существует также более 8 тыс. с.-х. уч-щ (2,3 млн. уч-ся).

Образование взрослых. После реформы системы образования в 1951 была создана сеть вечерних и заочных учебных заведений (от нач. школ до ун-тов); одновременно открылись краткосрочные школы для рабочих и крестьян, организовались группы по ликвидации неграмотности. По офиц. данным, к 1965 неграмотность была ликвидирована среди 100 млн. китайцев, в т. ч. 8 млн. 500 тыс. чел. окончили вечерние и заочные нач. школы, 1 млн. 650 тыс. — вечерние и заочные ср. школы, 200 тыс. чел. — вечерние и заочные ун-ты. В годы «Великой культурной революции» работа по обучению взрослого населения оказалась практически свёрнутой. После 1976 система обучения взрослого населения начала восстанавливаться. В 1990 насчитывалось 224 млн. неграмотных (26,7% взрослого населения). В систему образования взрослых входят: курсы по ликвидации неграмотности, общеобразовательные начальные и средние вечерние школы, заочные и вечерние проф. и высш. уч. заведения. Срок обучения в нач. вечерней школе 2 года, в вечерней средней школе — такой же, как и в дневной. В 1989/90 уч. г. в вечерних нач. школах обучалось св. 19 млн. чел., в вечерних ср. уч. заведениях — 12,6 млн. чел., в вечерних и заочных вузах — 1,7 млн. чел.

Высшее образование. В 1898 в К. основан первый ун-т — Пекинский, в 1902 — Нанкинский и Пекинский пед. ун-ты. В 1912 имелось 115 вузов (св. 40 тыс. студентов), в 1949 — ок. 200 вузов (117 тыс. студентов). 61% вузов были государственными и 39% — частными или миссионерскими. Вузы располагались гл. обр. в провинц. городах. Часть уч. заведений лишь по названию можно было отнести к высшим: в действительности они давали ср. спец. образование; в программах преобладали гуманитарные курсы, часто с неотчётливо выраженной специализацией. После образования КНР началось создание единой гос. системы высш. школы. В нач. 50-х гг. вузы были переданы в ведение Мин-ва просвещения и разделены по профилям специализации на ун-ты, ин-ты (политехнические, технические, лесные, с.-х., мед., педагогические). Из числа старых сохранены 13 ун-тов, в к-рых имелись ф-ты как гуманитарных, так и естеств. наук. На базе старых ун-тов было создано 20 политехн. ин-тов, а также вузы др. профилей. Для подготовки руководящих кадров экономики был организован Нар. ун-т Китая. В 1953 в ун-тах и отраслевых вузах обучалось 212 тыс. студентов, в 1957 — 440 тыс. (40% выпускников — специалисты по техн. и естеств. наукам). Остро встали вопросы демократизации высш. школы. В 1957—59 св. 36% студентов составляли выходцы из рабочих и крестьян. В годы «большого скачка» высш. образованию был нанесён Значит. урон. С 1966 вузы практически не функционировали. В 1970 только 50 вузов вели приём студентов, в 1974 в 300 действовавших вузах обучалось всего 167 тыс. студентов, причём срок обучения с 4—6 лет сократился до 3 лет.

В 1977 проведена реформа высш. образования: срок обучения в техн. вузах и на ф-тах естеств. наук ун-тов был установлен 4—5 лет, на ф-тах обществ. наук — 4 года; организованы мн. новые ин-ты, введена аспирантура, разработаны единые экзаменац. нормы для поступления в вуз. В 1979 насчитывалось 598 вузов (850 тыс. студентов). В 1980—85 кол-во вузов выросло с 675 до 1016. Срок обучения 4—5 лет, в мед. ин-тах — о лет. Обучение в вузах платное, в пед. ин-тах бесплатное. В 1989/90 уч. г. насчитывалось 1075 вузов, в т. ч. 611 университетского типа; в вузах получали образование св. 2 млн. студентов; к науч. и науч.-пед. работе готовились св. 100 тыс. аспирантов. Среди вузов Китая выделяются: ун-ты — Пекинский (св. 10 тыс. студентов), Нанкинский (4,5 тыс.), а также шанхайский ун-т Фудань (осн. в 1905; 4 тыс.), пекинский ун-т Цинхуа (1911; 6 тыс. студентов), тяньцзинский ун-т Нанькай (1919; 4,8 тыс. студентов), Сямыньский ун-т (1921; 4 тыс. 500 студентов), гуан-чжоуский ун-т Чжуншань (1924; 5 тыс. студентов); Пекинский мед. ин-т (1912; 2,8 тыс. студентов).

Педагогическое образование. В 1898 в Пекинском ун-те был создан спец. ф-т — шифаньчжай («пед. дом»), в Шанхае в ин-те Наньян — ши-фаньюань («пед. парк»). В 1911 насчитывалось 8 пед. вузов, среди к-рых Пекинский и Нанкинский педагогич. ун-ты. После реформы системы образования (1912) для подготовки учителей были созданы 2 вида уч-щ: для окончивших нач. школы и для окончивших неполные ср. школы; всего действовало 253 уч-ща, где обучалось 28,5 тыс. чел. наиб. число пед. уч. заведений насчитывалось в 1946 — 902 (245,6 тыс. уч-ся, из к-рых 20,8 тыс. — студенты пед. вузов). В 80-х гг. срок подготовки учителей нач. школы был установлен 3 года, контингент формируется из окончивших неполную ср. школу. Учителя неполной ср. школы готовятся в течение 3 лет, набор осуществляется из числа выпускников, имеющих законченное ср. образование. Подготовка учителей полной ср. школы проводится в пед. ин-тах и пед. ун-тах, срок обучения 4 года; принимаются выпускники полной ср. школы.

В 1989/90 уч. г. св. 1 тыс. пед. уч-щ (св. 680 тыс. уч-ся) готовили учителей нач. школы; в 57 уч-щах (24,3 тыс. уч-ся) готовили педагогов для дошк. учреждений. В системе высш. пед. образования насчитывалось св.250 вузов (492 тыс. студентов).

Педагогическая наука и педагогические научные учреждения. В Древнем К. пед. мысль развивалась в рамках этико-филос. теорий. Создателем первой в К. пед. теории был Конфуций. Последователи Конфуция Мэн-цэы (Мэн Кэ) и Сюнь-цзы (Сюнь Куан) развили его тезис о значении врождённых качеств человека. Мэн-цзы утверждал, что человек от рождения добр, и задача воспитания — сохранить и развить эти добрые качества; Сюнь-цзы считал, что человек по своей природе зол и эгоистичен, а добро — результат воспитания. Во 2 в. до н. э. пун Чжуншу и его сторонники сыграли большую роль в реформировании учения Конфуция и превращении его в офиц. идеологию, определившую на 2 тыс. лет характер и содержание системы образования в К. В 1-м столетии н. э. философ и просветитель Ван Чун в трудах «О воспитании характера человека», «Трактате о морали» и др. критиковал нек-рые положения учения Конфуция и доказывал, что человек формирует свои качества и приобретает знания в процессе изучения реальной действительности. В 11 в. с критикой схоластической, оторванной от жизни шк. системы выступал Чжан Цзай, к-рый считал, что уч. материал должен усваиваться учащимися сознательно, а не путём зубрёжки, и отмечал особую роль наставника в уч.-воспитат. процессе. Крупным педагогом 11 в. был Ван Ан гии. За развитие у детей способности самостоят. мышления и за умение применять полученные знания на практике выступал на рубеже 15—16 вв. просветитель и педагог Ван Янмин. С 19 в. пед. мысль в К. развивалась противоречиво, существовали разл. пед. течения. Наряду с традиц. педагогикой популярными стали идеи Ж. Ж. Руссо и Л. Н. Толстого. В кон. 19 в. сторонники реформаторского движения Хун Жэньган, Кан Ювэй, Лян Цичао, Тань Сытун и др. выступили с проектами создания в К. новой шк. системы по образцу зап. стран. В нач. 20 в. под влиянием англ., нем. и амер. педагогики возникли след, течения: «худож. воспитание», пропагандировавшееся Цай Юанепэем; «проф. образование» (Хуан Яньпей); «демокр. образование» (Янь Янчу); — «живое воспитание» (Чэнь Хаоцин) и — «воспитание жизнью» (Тао Синчжи). «Проф. образование» было одним из Значит. пед. течений до 1949. Хуан Яньпей считал, что именно развитие проф. образования выведет К. в число передовых и сильных стран мира. В 1904 он основал науч. Пед. об-во, стал одним из учредителей Об-ва учителей К., а в 1917 в Шанхае основал Об-во проф. образования. Теория «демокр. образования» базировалась на идее Дж. Дьюи о всеохватывающей массовой школе. Янь Янчу считал, что массам надо давать самый необходимый круг знаний для практич. работы. С этой целью он рекомендовал чтение лекций для народа и обучение крестьян грамоте. Теоретики «живого воспитания» стремились найти пути развития инициативы учащихся, формирования у них качеств деловых людей. Чэнь Хаоцин отвергал традиц. понимание руководящей роли учителя в процессе воспитания, критически оценивал классно-урочную систему занятий. На определённом этапе идеи прагматич. педагогики сыграли прогрессивную роль в преодолении формализма и схоластики традиц. системы обучения, способствовали сближению школы с жизнью через активизацию процесса обучения и усиление в нём практич. и трудовых начал. Лу Синь (Чжоу Шужэнь), Ян Сяньцзян уделяли большое внимание пропаганде осн. положений марксистского подхода к воспитанию. Они связывали задачу просвещения и гражд. воспитания народа с борьбой за демократизацию общества. До 1949 в К. были изданы: Кит. пед. словарь, Шанхай, 1928; Большая энциклопедия образования, Шанхай, 1930; Первый кит. ежегодник по образованию, Шанхай, 1934; Второй кит. ежегодник по образованию, Шанхай, 1948.

После провозглашения КНР характер просвещения был определён высказыванием Мао Цзэдуна, что нар. культура и нар. просвещение является «просвещением и культурой новой демократии». Этот тезис был положен в основу решений 1-й Всекит. конференции по нар. образованию (1949), в к-рых подчёркивалось положит. значение опыта организации школ в освобождённых районах, а также сов. пед. теории.

После «Великой культурной революции», в кон. 70-х гг. стали приниматься меры по развитию пед. науки, начался пересмотр ряда положений Мао Цзэдуна об образовании. В 1978 в Пекине возобновил работу Центр. Н.-и. ин-т педагогики, а также аналогичные НИИ в ряде провинций и крупных городах. В кон. 70-х гг. создана Нац. пед. ассоциация, в состав к-рой входят науч. об-ва педагогики, истории педагогики, сравнит, педагогики, дошк. воспитания, преподавания кит. яз. в школе, преподавания иностр. языков. В 1983 организован К-т по координации пед. исследований. К кон. 80-х гг. действовало более 30 науч. учреждений в области педагогики и нар. образования, а также ок. 300 кафедр педагогики и психологии при высш. уч. заведениях. Выпускаются периодич. пед. издания, книги, монографии; журналы «Цзя-оюй яньцзю» («Пед. исследования»), «Женьминь цзяоюй»(«Нар. образование») и «Вайго цзяоюй» («Заруб. педагогика»), а также«Чжунго цзяоюй бао»(«Кит. пед. газета») и др. В кон. 70-х и в 80-е гг. опубликованы крупные труды: «Педагогика», «История кит. педагогики», «История заруб. педагогики», изданы справочные пособия, в т. ч. спец. том по педагогике и нар. образованию Большой кит. энциклопедии.

Лит.: Бичурин Н., Китай в гражд. и нравств. состоянии, ч. 3 — Просвещение, СПБ, 1848; Кривцов В. Н., Нар. образование в Китае, в сб.: Китай, М. -Л., 1940; Школа и просвещение в Нар. Китае, М., 1957; К л с и и к о в В. 3., Школа в Китае в конце XIX — первой пол. XX в., М., 1968 (дисс.); Боревская H. Е., Школа в КНР. 1957—1972 гг., М., 1974; С л а дек о в с к и и М. И., Китай. Осн. проблемы истории, экономики, идеологии, М., 1978; Антиповский А. А., Боревская Н. Е., Ф p а и ч у к Н. В., Политика в области науки и образования в КНР. 1949—1979, М., 1980; на кит. яз. — Ч э и Дун-юань, Образование в Китае в период существования системы гос. экзаменов «Кэцзюй», Шанхай, 1934; Мат-лы по истории совр. образования в Китае, Пекин, 1962; Чжан Ань-го, История педагогики, Чанша, 1956; Шэнь Гуань-цюнь, Воспитание и пед. мысль в Др. Китае, Ухань, 1956; Ло Бин-чжи, Кит. педагогики нового времени, Ухань, 1958; Общая история образования в Китае, под ред. Мао Лижуй, Цзинань, 1988; Пед. наука в Китае, Пекин, 1988; Образование в новом Китае за 40 лет (1949—1989), под ред. Го Шен, Фучжоу, 1989. В. 3. Клепиков.

 

Просмотров: 1173
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АДЕКВАТНОСТЬ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ
  • ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ
  • Децентрализация системы высшего образования
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • Диверсификация системы образования
  • ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Классификация программ дополнительного образования детей
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ВТОРОГО УРОВНЯ, ВТОРОЙ ЦИКЛ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Образовательная программа в учреждении дополнительного образования детей
  • Образовательное учреждение дополнительного образования детей
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
  • СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
  • СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
  • СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • СТАТУС И МЕСТО СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Управление образовательным учреждением дополнительного образования детей
  • ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ)
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
  • мониторинг развития системы образования
  • национальная система оценки качества образования



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь