КАРАКАЛПАКИЯ

Республика Каракалпакстан, входит в Республику Узбекистан. Пл. 164,9 км2. Нас. 1245 тыс. чел. (1989). Столица — Нукус.

В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 854 чел. с высш. и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 785 чел.).

Почти до кон. 18 в. единств, типом уч. заведения был мектеб. В 19 в. появились медресе (св. 15). Практиковалось частное и домашнее обучение детей (в ряде случаев — совместное). В 19 в. распространению идей просвещения и его тесной связи с рус. культурой способствовало творчество создателей нац. письм. лит-ры Кунходжи, Ажинияза, Бердаха, Омара. Кунходжа и Ажинияз организовали частные нач. школы и преподавали в них (использовались и их поэтич. произведения на местном варианте тюрк, языка; во внеурочное время велось обучение музыке и пению, что не практиковалось в мектебах).

После присоединения К. к России (1873) появились первые светские уч. заведения: нач. русская школа (1874), рус. гор. уч-ще (1878), жен. приходское уч-ще (1885) в Петроалександровске, 3 рус.-туземные школы (1887—1900). К нач. 20 в. действовало св. 800 мусульм. уч. заведений (св. 17 тыс. уч-ся), в 4 рус. школах было 199 уч-ся, работало 9 учителей. Грамотность населения составляла ок. 1,6% (1897), грамотность каракалпаков на рус. яз. — 0,1%, на араб. яз. — 0,3%.

После установления сов. власти началась перестройка нар. образования. Велась ликвидация неграмотности. В 1921/ 1922 уч. г. в Амударьинской авт. области (терр. совр. К.) работало 24 школы ликбеза (602 уч-ся). В 1924 организовано отделение об-ва «Долой неграмотность!». В 1934/35 уч. г. насчитывалось св. 650 школ ликбеза и школ взрослых (св. 28 тыс. уч-ся). Однако и в сер. 30-х гг. массовая неграмотность была св. 50%.

С 1919 создавалась сеть сов. школ. В 1924/25 уч. г. насчитывалось св. 40 общеобразоват. школ, в т. ч. 38 — в сел. местности (всего св. 2,5 тыс. уч-ся). К 1927/28 уч. г. обучением охвачено 15,4 уч-ся. В 1919—29 работали также мусульм. уч. заведения (св. 260).

В 1924 на основе араб. графики создан каракалп. алфавит (с 1928 использовался латинизиров. алфавит, с 1940 письменность переведена на рус. графику). В 1925 в Ташкенте изданы первые каракалп. букварь и книга для чтения, автором к-рых стал поэт С. Мажитов. С 1929 уч. лит-ра издаётся в Нукусе. В 1919—20 открылись первые учительские курсы. В 1925 в Турткуле осн. пед. техникум. Учителей для каракалп. школ готовили Туркестанский ун-т в Ташкенте, пед. уч. заведения РСФСР и др. союзных республик. Появилась пед. периодика на каракалп. яз.: журн. «Красный учитель» (1928—41), газ. «Советский учитель» (1935—45).

В 1931 началось введение всеобщего нач. обучения. Работало 420 нач. школ, в к-рых насчитывалось св. 20тыс. уч-ся. В кон. 20-х-нач. 30-х гг. были созданы ШКМ. В сер. 20-х гг. появились первые дошк. учреждения. Для обеспечения первоочередных потребностей в пед. кадрах в 1933 открыт ИПК работников нар. образования, вскоре преобразованный в учительский ин-т. В течение 30-х гг. сеть школ совершенствовалась. К 1940 было создано св. 100 семилетних школ. В 1936/ 1937 уч. г. открыта первая ср. школа. Значит. вклад в организацию сов. школы в 20—30-х гг. внесли Мажитов, К. Ауэ-зов, X. Ахметов, А. Мусаев.

В 1943/44 уч. г. на базе учительского создан пед. ин-т. В 40-е гг. началось развитие системы проф.-тех. образования. После 1945 быстро росла сеть дошк. учреждений. В 50-х гг. К. стала республикой сплошной грамотности. В 50- 60-х гг. введён вначале 7-летний, а затем 8-летний всеобуч. В сер. 70-х — нач. 80-х гг. поддерживался курс на всеобщее ср. образование.

В 1991 в 590 дошк. учреждениях воспитывалось св. 74,4 тыс. детей (работало св. 4,6 тыс. пед. работников, в т. ч. ок. 750 — с высш. образованием). С 1991 внедряется в практику первая респ. программа воспитания в дошк. учреждениях.

8 1991 имелось св. 680 дневных общеобразоват. школ, в т. ч. св. 470 — средних (всего 315,7 тыс. уч-ся). Среди школ св.200 с каракалпакским языком обучения (св. 64тыс. уч-ся), св. 180 -с узбекским (ок. 80 тыс.), ок. 70 — с казахским (св. 17 тыс.), ок. 30 — с туркменским (св. 9 тыс.), 3 — с русским (св. 1 тыс.). Св. 45% уч-ся обучаются в смешанных школах, где более благоприятны возможности формирования двуязычия и ознакомления с культурой разл. народов К. Рус. яз. изучается во всех школах с первого класса. В вечерних школах обучалось св. 2 тыс. чел. В школах занято св. 25,3 тыс. учителей, в т. ч. св. 75%с высш. образованием. Внешк. учреждения — 19 домов и дворцов учащейся молодёжи, 26 станций юных техников и др., 19 ДЮСШ и др. — охватывали св. 28 тыс. уч-ся.

Имеется 37 проф.-тех. уч-щ (18,6 тыс. уч-ся), 20 ср. спец. уч. заведений (20,2 тыс. уч-ся, в т. ч. 8 тыс. каракалпаков), среди к-рых 4 пед. уч-ща, индустр.-пед. техникум. В Нукусском гос. ун-те (осн. в 1976 на базе пед. ин-та; объединяет 10 ф-тов: физ., матем., хим., биол., ист.-геогр., сельскохоз.-экон., филол. , рус. филологии, романо-герм. филологии, педиатрический) учится ок. 6 тыс. студентов. В 1990 организован Нукусский пед. ин-т с 6 ф-тами, на к-рых получало образование св. 2,5 тыс. чел.

Среди студентов вузов св. 4,7 тыс. каракалпаков. Исследоват. и метод. работу ведут Каракалп. филиал им. Ж. Урум-баева (осн. в 1967) Узб. НИИ пед. наук, ИУУ им. К. Убайдуллаева (осн. в 1939). Уч. лит-ру на родном языке выпускает изд-во «Каракалпакстан» (осн. в 1928) и пед. изд-во «Билим» («Знание», осн. в 1990). Издаётся юношеская газ. «Жеткиншек» («Смена»).

Лит.: Урумбаев Ж., Очерки истории школы в Каракалпакстане. 1810—1967 гг., Нукус, 1974; его же, История сов. школы Каракалпакии (1917 — 1930 гг.), Нукус — Куйбышев, 1965; А л с у о в У., Нар. образование в Каракалпакии за 60 лет, СП, 1984, М» 11. " У. Алеуов.

 

Просмотров: 583
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • ВСЕОБЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ, всеобуч, всеобщее образование
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМ МИНИМУМОМ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СЕТЬЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
  • ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • Обеспеченность студентов средних специальных и высших учебных заведений сетью общественного питания
  • ПЛОЩАДЬ КЛАССНЫХ КОМНАТ ДНЕВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО УЧАЩЕГОСЯ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛАХ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ И ОТДЕЛЕНИЯ при начальных школах
  • Площадь классных комнат дневных общеобразовательных школ в расчете на одного учащегося
  • РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ОПЕРАЦИЙ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ
  • РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ОПЕРАЦИЙ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • СТРУГАЦКИЕ, Аркадий Натанович (1925-1991) и Борис Натанович (р. 1933)
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Сменность работы школ
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ЦЕРКОВНО-УЧИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ
  • ЦЕРКОВНО-УЧИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ
  • ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ
  • ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
  • Численность студентов высших и средних специальных учебных заведений
  • ШКОЛЫ КОЛХОЗНОЙ МОЛОДЁЖИ (ШКМ)
  • ШКОЛЫ ПРОРОКОВ
  • ШКОЛЫ РАБОЧЕЙ МОЛОДЁЖИ (ШРМ)
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь